После завершения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. перед страной встала задача восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Для ее решения созданному в мае 1946 г. Министерству трудовых резервов СССР поручалось подготовить в 1946–1950 гг. 4,5 млн. квалифицированных рабочих.
В соответствии с задачами восстановительного периода в системе трудовых резервов создаются училища строительно-монтажного профиля, горнопромышленные школы и училища. Для подготовки квалифицированных металлургов, химиков, горняков, машиностроителей и рабочих других важных профессий открываются училища с 2-3-годичным сроком обучения. В 1953 г. в связи с освоением целинных и залежных земель существующие школы механизации сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР были реорганизованы в училища механизации сельского хозяйства и переданы в систему государственных трудовых резервов со сроком обучения 6-12 месяцев.
Обострившаяся после войны проблема детской безнадзорности и беспризорности решалась в том числе и с помощью создания 100 специализированных ремесленных и сельскохозяйственных училищ для подростков-сирот, не имеющих начального образования, со сроком обучения в ремесленном училище – 3 года, в сельскохозяйственном – 4 года.
К концу 1958 года (несмотря на реэвакуацию учебных заведений 1945-46 гг.) в Челябинской области насчитывалось 80 учреждений профессионального образования с наполняемостью 25707 человек. Из них: 28 – РУ, ЖУ, ГПУ (9806 человек), 11- ТУ (3705 чел.), 9 – СШ, ФЗО, ГПШ (2666 чел.), 25 – СУ (с двухгодичным сроком обучения – 4453 чел.; с 10-месячным – 2306 чел.), 7 – УМСХ (2771 чел.).
Однако, несмотря на достигнутые успехи, система трудовых резервов Челябинской области не могла еще полностью обеспечить рабочими квалифицированными кадрами предприятия региона. Доля выпускников учебных заведений профессионально образования Челябинской области от общего числа вновь подготовленных рабочих для промышленности Урала составила в 1950 году 30,2%, в 1955 – 34,3 и в 1958 – 30,6 %. Подготовка остальных велась через различные формы производственно-технического обучения рабочих (повышение квалификации), среди которых главными были школы передового опыта, обучение на производственно-технических курсах, обучение на целевых курсах, обучение вторым или смежным профессиям. Повышение квалификации через названные формы обучения планировалось, а программы обучения разрабатывались и осуществлялись в соответствии с задачами и потребностями завода, цеха, участка. По некоторым профессиям программы разрабатывались министерствами.
Абдуллаева Л.Н. Перестройка системы профессионального образования Челябинской области в послевоенный период.// Инновационное развитие профессионального образования. № 1. 2012. С. 15-20.