Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с Планами работы Челябинского института развития профессионального образования, утвержденными ректором института, и включает в себя:

Оказание консультативной помощи в организации научно-исследовательской, научно-методической и воспитательной работы на основе современной образовательной парадигмы; в организации и проведении исследований по педагогическим наукам.

Изучение зарубежных систем образования, расширение форм международного сотрудничества в сфере профессионального образования.

Научно-методическое сопровождение открытия и координация деятельности инновационных площадок в организациях профессионального образования Челябинской области.

Изучение и распространение современных технологий профориентационной работы, интегрирующей интересы личности и развивающейся экономики региона.

Мониторинг состояния информационно-образовательной среды организаций среднего профессионального образования и выявление перспективных направлений ее развития.

Мониторинг готовности организаций профессионального образования к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и выработка соответствующих рекомендаций.

Изучение и пропаганда инновационных технологий работы с одаренными обучающимися.

Исследование современного состояния педагогической теории и практики в аспекте воспитания на основе продуктивно-трудовой деятельности, инициирование изучения педагогического наследия А.С. Макаренко и организации детско-взрослого производства в организациях профессионального образования.

Изучение и распространение опыта работы профессиональных образовательных организаций по формированию системы профилактики асоциальных проявлений в образовательной среде.

Анализ результативности системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по программам дополнительного профессионального образования.

Проведение повышения квалификации: стажировок, семинаров и конференций, в том числе в режиме on-line, соответствующей тематики.

Оказание научно-методической поддержки и консультационное сопровождение работников профессиональных образовательных организаций:

  • по совершенствованию информационно-образовательной среды профессиональных образовательных организаций, в том числе в области педагогического проектирования и размещения учебных предметных курсов дистанционного обучения в оболочках Moodle и АСУ ProCollege, в использовании интерактивных систем в различных предметных областях, применении автоматизированных систем управления образовательной организацией;
  • по безопасному поведению в Интернете и киберпространстве;
  • по организации образовательного пространства учреждений среднего профессионального образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Проведение экспертной оценки, научное и литературное редактирование монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей психолого-педагогической направленности.

Подготовка отзывов на авторефераты диссертаций по педагогическим наукам

Публикацию материалов о результатах научно-исследо­вательской инновационной работы:

• в журнале «Инновационное развитие профессионального образования»;

• в журнале «Мир науки, культуры, образования».

 

Журнал "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" зарегистрирован в установленном порядке как средство массовой информации в России (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-63277 от 06 октября 2015 г. ─ выложено на сайте), Управлением Роскомнадзора по Челябинской области (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ74-00755 от 24 мая 2012 г.), в Международном центре ISSN (Париж - Франция); имеет Российский индекс научного цитирования – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50091

Материалы издания отражают область знания в отрасли «Педагогические науки» в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 и рассчитаны на руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и общеобразовательных школ, организаторов образования, ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального образования и педагогической науки.

 

Журнал "МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ" является рецензируемым научным международным периодическим изданием; зарегистрирован в установленном порядке как средство массовой информации в России (Свидетельство ПИ № ФС 77-49955 выложено на сайте) и в Международном центре ISSN (Париж - Франция); имеет Российский индекс научного цитирования – /http://elibrary.ru/ и подписной индекс в каталогах Роспечати – 31043.

Журнал включен в Перечень ведущих журналов и изданий, в которых должны публиковаться основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, что дает широкие возможности для их обсуждения по следующим научным отраслям: “ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ”, “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ”, “ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ”.

 

1. Перечень научно-исследовательских направлений

№ п/п

Тема исследования

ФИО

 1

Развитие цифровой образовательной среды

 Башарина О.В.

 2

Проблемы организации практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании

 Истомина В.В.

 3

Проектное управление в воспитательной работе ПОО

 Малова Е.О.

 4

Проблемы мониторинга и оценки качества профессионального образования

 Прихода Т.Е

 5

Развитие личности в условиях цифровой трансформации

 Сташкевич И.Р.

 6

Развитие и саморазвитие педагога среднего профессионального образования в системе непрерывного образования

 Суйкова О.А.

 7

Эффективность системы выявления и развития способностей одаренных обучающихся в профессиональных образовательных организациях

 Шадчин И.В.

 8

Социокультурное образование и развитие личности в профессиональной образовательной организации

 Швачко Е.В.

 

 2. Публикации сотрудников института в рамках проводимых исследований (2020-2021 учебный год) 

ФИО

 

Занимаемая должность

Уровень образования

Квалификация

Наличие ученой степени, звания

Список научных трудов

Башарина О.В.

Заведующий лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований

Высшее

Преподаватель информатики, физики и астрономии

Менеджер в сфере образования

Кандидат педагогических наук

Доцент

Управление образовательным процессом профессиональной образовательной организации на основе дистанционных образовательных технологий // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Регион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 года). – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.

 

Областной конкурс как инструмент управления развитием цифровых образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Регион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 года). – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.

 

Готовность педагогических работников к инновационной деятельности с использованием современных цифровых технологий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

 

Система непрерывного повышения квалификации работников ПОО Челябинской области в части освоения дистанционных образовательных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. – № 4 — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Создание и использование электронных образовательных ресурсов с элементами геймификации // Виртуальные мастерские – технология умножения профессионально-познавательных возможностей, обучающихся СПО. Всеросс. науч.-практ. форум (Нижний Тагил, 31 марта 2021)

 

Инновационная деятельность профессиональной образовательной организации в области подготовки населения к жизнедеятельности в условиях информационного общества // Развитие современного среднего профессионального образования в условиях его обновления. Междун. науч.-практ. конф. (г. Костонай, 15 апреля 2021года).

 

Опыт внедрения информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

Бабушкин Д.А.

Аналитик Центра мониторинга социальных сетей

Неоконченное высшее

Информационная безопасность

 

Медиапедагогика как инструмент развития киберсоциализации обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

Богатова Е.В.

Начальник Центра профессионального самоопределения

Высшее

 

Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области [Текст]: сборник документов / Мин-во образования и науки Челяб. обл. (Челябинск), ГБУ ДПО "Челябинский институт развития профессионального образования" (Челябинск). - Челябинск: ГБУ ДПО ЧИРПО, 2021.

 

Двойненко М.О.

Аналитик Центра мониторинга социальных сетей

Высшее

Политолог

 

 

Проблемы медиа-информационной грамотности педагогов профессиональных образовательных организаций (на примере Челябинской области) // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

Медиапедагогика как инструмент развития киберсоциализации обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

 

Истомина В.В.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

Высшее

Инженер-педагог

Кандидат педагогических наук

Методика формирования общих компетенций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования: учеб. -метод. пособие. Изд. – Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020.

 

Факторы, влияющие на формирование общих компетенций у обучающихся ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

Промежуточный отчет о результатах инновационной деятельности по проблеме формирования единого информационного пространства как условия профессиональной навигации в малом городе на базе ГБПОУ «ЮТТ» // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

 

Применение кейс-метода на занятиях учебной практики в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Возможности социальных сетей как элемента единого информационного пространства ПОО для профессиональной навигации в малом городе // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

 

Элементы диджитал-маркетинга профессиональной организации для профессиональной навигации молодежи // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы IX Международной научно-практической конференции (3-5 июня 2021 г.). / Составители Л. М. Гончарова, Т. В. Нестерова, Э. А. Китанина. – Калининград, 2021

 

Малова Е.О.

Заведующий лабораторией «Педагогика

А.С. Макаренко»

Высшее

Методист дошкольного учреждения, логопед

Магистр

 

Программа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО): вопросы формирования// Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

Организация воспитательного процесса в условиях самоизоляции: опыт профессиональных образовательных организаций Челябинской области // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

Юбилей как механизм совершенствования воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30).

Молчанов С.Г.

Профессор кафедры «Развитие образовательной системы»

 

Высшее

Учитель французского и немецкого языков

Доктор педагогических наук

Профессор

Использование исторических объектов в воспитательной работе профессиональной образовательной организации // Мир педагогики и психологии. 2020.  // Ж. Вестник ЮУрГГПУ. — 2020. — № 7.

О Законопроекте Президента РФ В. В. Путина и Примерной программе воспитания // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

 

Дистанционная технология воспитания в условиях аутоизоляции в семье // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Прихода Т.Е.

Начальник

Центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования

Высшее

Учитель французского и немецкого языков

Магистр образования

 

Результаты аудита готовности учебных площадок профессиональных образовательных организаций к реализации примерных основных образовательных программ профессий и специальностей СПО, входящих в ТОП-50. Аналитические материалы: научно-методическое издание. Изд. — Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020.

 

Организация и управление функционированием внутренней системы оценки качества образования ПОО (рекомендации): научно-методическое издание.  Изд. — Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020.

 

Использование методов активного обучения как условие формирования общих компетенций обучающихся при изучении иностранного языка // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

Пушкарев А.Э.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

 

Высшее

Учитель физики и астрономии

Кандидат педагогических наук

Доцент

Геймификация подрастающего поколения: за или против // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

 

Повышение квалификации педагогических работников среднего профессионального образования в условиях цифровой экономики // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

 

Савельева С.В.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

Высшее

Учитель математики и информатики

Преподаватель высшей школы

Кандидат педагогических наук

Квест как технология обучения в условиях реализации ФГОС // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

 

Система непрерывного повышения квалификации работников ПОО Челябинской области в части освоения дистанционных образовательных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — № 4 — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Работа с текстовыми документами в LibreOffice Writer: учебное пособие / Челябинск: ГБУ ДПО ЧИРПО, 2021.

Тесты как средство промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине «Информатика» в военном вузе // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30).

Сичинский Е.П.

Ректор

Высшее

Историк

Преподаватель истории и обществоведения

Доктор исторических

наук

Доцент

Поиск стратегии развития профессионального образования на рубеже XX-XXI вв. (К 80-летию создания Трудовых резервов) // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

 

 

Сташкевич И.Р.

Проректор по научно-исследовательской и инновационной работе

Высшее

Физик Преподаватель

Доктор педагогических наук

Доцент

Программа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО): вопросы формирования// Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

Областной конкурс как инструмент управления развитием цифровых образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Регион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 года). – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.

 

Система непрерывного повышения квалификации работников ПОО Челябинской области в части освоения дистанционных образовательных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — № 4 — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Работа с текстовыми документами в LibreOffice Writer: учебное пособие / Челябинск: ГБУ ДПО ЧИРПО, 2021.

 

Организация воспитательного процесса в условиях самоизоляции: опыт профессиональных образовательных организаций Челябинской области // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности Междун. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 21-22 апреля 2021 года).

Суйкова О.А.

Начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций

Высшее

Кандидат педагогических наук

Формы повышения квалификации педагогов в США // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

 

Профессиональная навигация. Наставничество: Опыт инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций Челябинской области. – Электрон. текст // Приложение к научно-практическому журналу «Инновационное развитие профессионального образования» №3 (27) 2020.

Музейная педагогика в воспитании патриотизма у студентов СПО // материалы Региональной НПК «Управление качеством среднего профессионального образования: модели и механизмы», г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 г.

 

Проектное управление в образовании: учебно-методическое пособие. Изд. — Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020.

 

Формирование у студентов системы СПО ценностно-смыслового отношения к саморазвитию // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

Концептуальные основания формирования в Челябинской области системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся // материалы V Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования», РЦОКИО, 19 ноября 2020 г.

 

Социально-психологическая игра-навигатор «Я – Человек» как средство правового просвещения подростков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Трусова Н.В.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

Высшее

Практический психолог в системе народного образования

Кандидат психологических наук

Возможности и особенности реализации электронного образовательного ресурса по дисциплине "Психология общения"// Виртуальные мастерские – технология умножения профессионально-познавательных возможностей, обучающихся СПО. Всеросс. науч.-практ. форум (Нижний Тагил, 31 марта 2021)

 

 

Федосеева З.А.

Проректор по учебно-методической работе

Высшее

 

Инженер-технолог

 

Магистр образования

Кандидат педагогических наук

Традиции и инновации в методической работе системы среднего профессионального образования в условиях современных вызовов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Шадчин И.В.

Заведующий лабораторией инклюзивного образования

Высшее

Психолог

Преподаватель психологии

 

Исследовательская деятельность студентов ПОО: организация и сопровождение: учеб. - метод. пособие. Изд. — Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020.

 

Из опыта работы по информационно-методическому сопровождению профессионального образования инвалидов молодого возраста // Инклюзивное образование: теория и практика [Текст]: сборник материалов V Международной научно-практической конференции – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020.

Информационная и консультационная поддержка инвалидов молодого возраста в системе СПО Челябинской области // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Региональной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 года / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра педагогики профессионального образования; ред. колл. Т. А. Корчак [и др.]. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. – 362 с. – Текст: непосредственный. — С. 127-131.

 

Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

 

К вопросу о социально-профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов молодого возраста в Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30).

Швачко Е.В.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

Высшее

Учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе

Кандидат педагогических наук

Социокультурное образование и развитие личности на основе исторических и национально-культурных традиций в деятельности профессиональных образовательных организаций Челябинской области (Записки эксперта на полях программы студенческой конференции) // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27).

Проблемы стабильности социокультурного образования студенческой молодежи // Воспитание в современных условиях: региональный аспект: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 30 октября 2020 г.) ПГУ, 2020.

Реализация образовательного потенциала традиционной народной культуры в условиях неопределенности // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы Междунар. науч.-творч. форума. 12-13 нояб. 2020 г. Челябинск: ЧГИК, 2020.

Креативный подход в исследовании социокультурных проблем образования и развития личности // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы ХХII Междунар. науч.-практ. конф. г. Минск. – Минск: Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова», 2020.

 

Геймификация подрастающего поколения: за или против // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

 

Информационно-коммуникативный подход и исследовательская компетентность педагога в социокультурном образовании // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы: сб. науч. трудов: науч. электрон. изд. / науч. ред. Е. И. Гисс. — Челябинск: Челяб. Филиал РАНХиГС, 2021.

Щетинина Е. В.

Руководитель Центра мониторинга социальных сетей

 

Высшее

Религиовед (бакалавр)

Историк, направление «История религии» (магистр)

Кандидат философских наук

 

Диагностика выявления маркеров асоциального поведения учащихся как эффективный инструмент организации первичной профилактической работы в образовательной среде // ОБЗОР.НЦПТИ. 2020. №3 (22). URL: https://ncpti.su/zhurnal-obzor-ntspti/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%203%20(22).pdf (дата обращения: 29.10.2020)

Постсекулярная трансформация ценностей в радикальных формах религии // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2020. №58 (443) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Анализ молодежных интернет-практик как инструмент профилактики деструктивных явлений в образовательной среде // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Регион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 года). – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.

 

Проблемы медиа-информационной грамотности педагогов профессиональных образовательных организаций (на примере Челябинской области) // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28).

Информационно-коммуникационная среда как фактор развития деструктивных и экстремистских интернет-практик современной молодежи Челябинской области // Медиакоммуникации и интернет-маркетинг в условиях цифровой цивилизации: коллективная монография / под ред. Л.П. Шестеркиной, Л.К. Лободенко. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020 – 432 с. – (Сер. «Цифровая цивилизация. Медиакоммуникации. Интернет-маркетинг». – Вып. 2).

Околосуицидальный контент: актуальные механизмы распространения и организация профилактической работы в молодежной среде // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30).

Система выявления и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде: метод. пособие — Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2021.