Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с Планами работы Челябинского института развития профессионального образования, утвержденными ректором института, и включает в себя следующие направления.

Оказание консультативной помощи в организации научно-исследовательской, научно-методической и воспитательной работы на основе современной образовательной парадигмы; в организации и проведении исследований по педагогическим наукам.

Изучение зарубежных систем образования, расширение форм международного сотрудничества в сфере профессионального образования.

Научно-методическое сопровождение открытия и координация деятельности инновационных площадок в организациях профессионального образования Челябинской области. Мониторинг реализации Программ развития профессиональных образовательных организаций.

Изучение и распространение современных технологий профориентационной работы, интегрирующей интересы личности и развивающейся экономики региона. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, мониторинг эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области.

Мониторинг состояния информационно-образовательной среды организаций среднего профессионального образования и выявление перспективных направлений ее развития.

Проведение исследования по направлению «Информационно-методическое сопровождение профессионального образования инвалидов молодого возраста в системе среднего профессионального образования Челябинской области».

Мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.

Изучение и распространение современных технологий работы с одаренными обучающимися.

Исследование по направлению «Проектное управление в воспитательной работе ПОО», мониторинг реализации рабочих программ воспитания.

Сопровождение информационной системы прогнозирования и планирования кадрового обеспечения Челябинской области, прогнозирование потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Методическое сопровождение оптимизационных проектов и формирование базы лучших практик внедрения Бережливых технологий в системе образования Челябинской области.

Анализ результативности системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по программам дополнительного профессионального образования.

Проведение неформального повышения квалификации: семинаров и конференций соответствующей тематики по актуальным проблемам развития профессионального образования.

Изучение и трансляция эффективных практик работы по формированию системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.

Оказание научно-методической поддержки и консультационное сопровождение работников образовательных организаций по следующим темам:

  • ключевые риски деструктивных проявлений в молодежной и образовательной среде (суицидальное поведение, протестные движения, вовлечение в террористические («скулшутинг») и радикальные религиозные организации, этноконфессиональные конфликты);
  • поведенческие особенности обучающихся «группы риска»; маркеры вовлечения в деструктивные сообщества; более подробно – признаки солидаризации с запрещенным террористическим движением «колубмайн»;
  • ключевые правила общения с обучающимися «группы риска» (суицидальное поведение, угрозы вооруженного нападения и др.);
  • организация системы мониторинга социальных сетей;
  • практики позитивной киберсоциализации обучающихся;
  • вопросы, связанные социокультурной адаптацией и интеграцией иностранных студентов и детей-инофонов.

Проведение экспертной оценки, научное и литературное редактирование монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей психолого-педагогической направленности. Подготовка отзывов на авторефераты диссертаций по педагогическим наукам.

Публикация материалов о результатах научно-исследовательской инновационной работы в журнале «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Периодическое печатное издание журнал "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области – свидетельство ПИ № ТУ74-00755 от 24 мая 2012 г.

СМИ перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением территории распространения – свидетельство ПИ № ФС77-63277 от 06 октября 2015 г.

В свидетельство о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением учредителя – свидетельство ПИ № ФС77-65268 от 12 апреля 2016 г.

20 ноября 2019 г. в запись о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением языка – регистрационный номер ПИ № ФС77-77219 от 20 ноября 2019 г.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки), имеет Российский индекс научного цитирования – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50091 (Перечень ВАК Минобрнауки РФ от 25.12.2020 г. №1136). ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования зарегистрирован в ИАС «Российский научный фонд».

Материалы издания рассчитаны на руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, организаторов образования, ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального образования и педагогической науки.

 

 

1. Перечень научно-исследовательских направлений

№ п/п

Тема исследования

ФИО

1

Развитие цифровой образовательной среды

Башарина О.В.

2

Мониторинг и анализ деструктивных проявлений в образовательной среде

Бредихин С.С.

3

Проблемы организации сопровождения самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся

Гулюмова М.А.

4

Проблемы организации практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании

Истомина В.В.

5

Проектное управление в воспитательной работе ПОО

Малова Е.О.

6

Исследование педагогических инструментов профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде

Морозова А.А.

7

Проблемы мониторинга и оценки качества профессионального образования

Ризенко М.А.

8

Развитие личности в условиях цифровой трансформации

Сташкевич И.Р.

9

Cоциокультурная адаптация и интеграция иностранных студентов и детей-инофонов в образовательной среде

Селютин А.А.

10

Развитие и саморазвитие педагога среднего профессионального образования в системе непрерывного образования

Суйкова О.А.

11

Реализация инклюзивного подхода в организациях среднего профессионального образования

Шадчин И.В.

12

Социокультурное образование и развитие личности в профессиональной образовательной организации

Швачко Е.В.

13

Система профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде

Щетинина Е.В.

14

Психологические аспекты деструктивных проявлений в условиях образовательной среды 

Ярославова Г.Ю.

 

2. Публикации сотрудников института в рамках проводимых исследований (2022 - 2023 учебный год) 

ФИО

 

Занимаемая должность

Уровень образования

Квалификация

Наличие ученой степени, звания

Список научных трудов

Арсентьева А. Д.

Младший научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде

Высшее (бакалавр)

Журналист Высшее (магистр)

Журналист

 

 

Роль алгоритмов искусственного интеллекта в распространении и отслеживании деструктивного контента // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Виды дискриминаций в сервисе TikTok: анализ популярных видеоблогов / А. Д. Арсентьева // Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований. Материалы II Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный университет. Челябинск, 2022.

 

Башарина О.В.

Заведующий лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований

Высшее

Преподаватель информатики, физики и астрономии

Менеджер в сфере образования

Кандидат педагогических наук

Доцент

 

Механизмы реализации воспитательного процесса в дистанционном формате // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Система подготовки различных категорий населения к жизнедеятельности в условиях информационного общества в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Аналитический отчет о результатах прогнозирования потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. – Челябинск, 2022. 

Бойдов А.С. 

Аналитик Центра мониторинга социальных сетей

Высшее

Лингвист-переводчик

 

 

Педагогические технологии геймификации: методическая разработка “Медиаринг// MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

Бредихин С.С.

Заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦМП

Высшее

Социолог, преподаватель социологии

Кандидат философских наук

 

Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2022. – Т. 22. – № 3.  — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Об актуальных вопросах медиабезопасности на территории Челябинской области // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Основы исламской культуры Южного Урала: 4 класс //Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра», 2022.

 

Цифровая грамотность обучающихся профессиональных образовательных организаций: факторы и инструменты цифровизации образовательного процесса // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Оценка обучающимися профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного процесса как инструмент совершенствования цифровой образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Бутаков А.В.

Младший научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП

Высшее (Бакалавриат)

Экономист

 

 

Современные инструменты и методики организации мониторинга деструктивного контента в сети Интернет // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Воробьева Т.С.

Научный сотрудник сектора психологии деструктивных проявлений НИЦМП

 

Высшее   психолог

 

 

 

Проблема кибербуллинга в молодежной среде// MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Особенности адаптации студентов – вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в условиях российской системы профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Гулюмова М.А.

Начальник Центра профессионального самоопределения

Высшее

Экономист

Магистр

 

 

Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Истомина В.В.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

Высшее

Инженер-педагог

Кандидат педагогических наук

 

Основные направления методической подготовки педагогического работника к региональному этапу Всероссийского конкурса «Мастер года» // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Клементьев Ю.А.

Научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП

Высшее

Менеджер в области государственного и муниципального управления

 

Современные инструменты и методики организации мониторинга деструктивного контента в сети Интернет // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

Крупинова Е.О.

Заведующий лабораторией «Педагогика

А.С. Макаренко»

Высшее

Методист дошкольного учреждения, логопед

Магистр

 

 

Программа воспитания как инструмент организации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Кулакова А.А.

Научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде

Высшее, педагог-психолог

 

Организация педагогической деятельности при выявлении деструктивного контента на личных страницах студентов в социальных сетях // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

Морозова А.А.

Заведующая сектором сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде

Высшее                    Журналист

 

Кандидат философских наук

Виртуальный ассистент как составляющая бренда компании // Российская пиарология: тренды и драйверы: Сборник научных трудов в честь профессора К.В. Киуру / Под редакцией А.Д. Кривоносова. Том Выпуск 15. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022.

 

Видео как актуальный тип контента для профилактики деструктивных проявлений в молодежной среде // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Мухаметова Р.Р.

Научный сотрудник сектора социокультурной адаптации иностранных студентов и детей-инофонов НИЦМП

Высшее                Юрист

 

 

Образ школьника как элемент агрессивного речевого поведения в видеоигровом дискурсе // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

Николаева М.О.

Младший научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП

Высшее

Бакалавр (информационные системы и технологии в образовании)

Магистр (педагогическое образование физико-математических наук)

 

Роль алгоритмов искусственного интеллекта в распространении и отслеживании деструктивного контента // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

Ризенко М.А.

Начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования

Высшее

Учитель истории, социально –экономических дисциплин;

Практический психолог в образовании;

Преподаватель экономики

 

Сообщество молодых педагогов как межинституциональное взаимодействие в области наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Селютин А.А.

Заведующий сектором разработки программ социокультурной адаптации и интеграции иностранных студентов и детей-инофонов

Высшее

Учитель английского и французского языков

Кандидат филологических наук

 

Особенности адаптации студентов – вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в условиях российской системы профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Образ школьника как элемент агрессивного речевого поведения в видеоигровом дискурсе / А.А. Селютин, Р.Р. Мухаметова // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022

 

Сташкевич И.Р.

Проректор по научно-исследовательской и инновационной работе

Высшее

Физик Преподаватель

Доктор педагогических наук

Доцент

 

Программа воспитания как инструмент организации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Социальные практики в системе профессионального образования// Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 3 (47) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2022. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Сичинский Е.П.

Ректор

Высшее

Историк

Преподаватель истории и обществоведения

Доктор исторических

наук

Доцент

Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Суйкова О.А.

Начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций

Высшее

Инженер-механик

Кандидат педагогических наук

Возможности социообразовательной среды профессиональной образовательной организации в воспитании патриотических качеств личности студентов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Социальные практики в системе профессионального образования// Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 3 (47) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2022. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Инновационная деятельность профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля как фактор формирования предпринимательских компетенций студентов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Тяжельникова С.Н.

Младший научный сотрудник сектора разработки педагогических инструментов профилактики НИЦМП

 

Высшее

Учитель начальных классов

 

Педагогические технологии геймификации: методическая разработка “Медиаринг» // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

Уткина Е.А.

Младший научный сотрудник сектора разработки программ социокультурной адаптации иностранных студентов и детей-инофонов

Высшее (Бакалавриат)

Культуролог

Высшее (магистратура)

Специалист социально-культурной деятельности

 

Анализ контента страниц иностранных студентов в социальной сети Вконтакте как способ определения уровня адаптации к новой социальной среде// MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Этика социально-культурной адаптации иностранных студентов в условиях вуза// Сборник” Культура, искусство, образование” Материалы 43-й научно-практической конференции научно-педагогических работников института. Челябинск 2022

Федосеева З.А.

Проректор по учебно-методической работе

Высшее

 

Инженер-технолог

Магистр образования

Кандидат педагогических наук

Мониторинг качества методической работы как инструмент оценки научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников в системе СПО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Основные направления методической подготовки педагогического работника к региональному этапу Всероссийского конкурса «Мастер года» // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Шадчин И.В.

Начальник Центра инклюзивного образования

Высшее

Психолог

Преподаватель психологии

 

Профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью в рамках социальных практик социокультурного пространства региона // Теория и методика профессионального образования: сборник научных статей / УО «Республиканский институт профессионального образования». — 2022. — № 9.

 

Формирование условий доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Социокультурное пространство региона как инструмент профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Формирование доступной образовательной среды для обучающихся с различными видами нарушений здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023.

Швачко Е.В.

Доцент кафедры «Развитие образовательной системы»

Высшее

Учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе

Кандидат педагогических наук, доцент

 

Развитие творческой активности и креативности студентов колледжа методами ТРИЗ-педагогики // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Щетинина Е. В.

Руководитель Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде

 

Высшее

Религиовед (бакалавр)

Историк, направление «История религии» (магистр)

Кандидат философских наук

 

Профилактика деструктивных проявлений в образовательных организациях: результаты комплексного исследования на примере Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediainformatsionnaya-gramotnost-sovremennoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Об актуальных вопросах медиабезопасности на территории Челябинской области // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.

 

Основы исламской культуры Южного Урала: 4 класс // – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2022.

Цифровая грамотность обучающихся профессиональных образовательных организаций: факторы и инструменты цифровизации образовательного процесса // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Оценка обучающимися профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного процесса как инструмент совершенствования цифровой образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Ярославова Г.Ю.

Заведующая сектора психологии деструктивного поведения НИЦМП

Высшее

Педагог

Кандидат педагогических наук

Особенности медиапотребления студентов до и после введения санкций в отношении Российской Федерации. Об актуальных вопросах медиабезопасности на территории Челябинской области // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.