Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с Планами работы Челябинского института развития профессионального образования, утвержденными ректором института, и включает в себя следующие направления.
Оказание консультативной помощи в организации научно-исследовательской, научно-методической и воспитательной работы на основе современной образовательной парадигмы; в организации и проведении исследований по педагогическим наукам.
Изучение зарубежных систем образования, расширение форм международного сотрудничества в сфере профессионального образования.
Научно-методическое сопровождение открытия и координация деятельности инновационных площадок в организациях профессионального образования Челябинской области. Мониторинг реализации Программ развития профессиональных образовательных организаций.
Изучение и распространение современных технологий профориентационной работы, интегрирующей интересы личности и развивающейся экономики региона. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, мониторинг эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области.
Мониторинг состояния информационно-образовательной среды организаций среднего профессионального образования и выявление перспективных направлений ее развития.
Проведение исследования по направлению «Информационно-методическое сопровождение профессионального образования инвалидов молодого возраста в системе среднего профессионального образования Челябинской области».
Мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Изучение и распространение современных технологий работы с одаренными обучающимися.
Исследование по направлению «Проектное управление в воспитательной работе ПОО», мониторинг реализации рабочих программ воспитания.
Сопровождение информационной системы прогнозирования и планирования кадрового обеспечения Челябинской области, прогнозирование потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Методическое сопровождение оптимизационных проектов и формирование базы лучших практик внедрения Бережливых технологий в системе образования Челябинской области.
Анализ результативности системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по программам дополнительного профессионального образования.
Проведение неформального повышения квалификации: семинаров и конференций соответствующей тематики по актуальным проблемам развития профессионального образования.
Изучение и трансляция эффективных практик работы по формированию системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.
Оказание научно-методической поддержки и консультационное сопровождение работников образовательных организаций по следующим темам:
Проведение экспертной оценки, научное и литературное редактирование монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей психолого-педагогической направленности. Подготовка отзывов на авторефераты диссертаций по педагогическим наукам.
Публикация материалов о результатах научно-исследовательской инновационной работы в журнале «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Периодическое печатное издание журнал "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области – свидетельство ПИ № ТУ74-00755 от 24 мая 2012 г.
СМИ перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением территории распространения – свидетельство ПИ № ФС77-63277 от 06 октября 2015 г.
В свидетельство о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением учредителя – свидетельство ПИ № ФС77-65268 от 12 апреля 2016 г.
20 ноября 2019 г. в запись о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением языка – регистрационный номер ПИ № ФС77-77219 от 20 ноября 2019 г.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки), имеет Российский индекс научного цитирования – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50091 (Перечень ВАК Минобрнауки РФ от 25.12.2020 г. №1136). ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования зарегистрирован в ИАС «Российский научный фонд».
Материалы издания рассчитаны на руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, организаторов образования, ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального образования и педагогической науки.
1. Перечень научно-исследовательских направлений
№ п/п |
Тема исследования |
ФИО |
1 |
Развитие цифровой образовательной среды |
Башарина О.В. |
2 |
Мониторинг и анализ деструктивных проявлений в образовательной среде |
Бредихин С.С. |
3 |
Проблемы организации сопровождения самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся |
Гулюмова М.А. |
4 |
Проблемы организации практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании |
Истомина В.В. |
5 |
Проектное управление в воспитательной работе ПОО |
Малова Е.О. |
6 |
Исследование педагогических инструментов профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде |
Морозова А.А. |
7 |
Проблемы мониторинга и оценки качества профессионального образования |
Ризенко М.А. |
8 |
Развитие личности в условиях цифровой трансформации |
Сташкевич И.Р. |
9 |
Cоциокультурная адаптация и интеграция иностранных студентов и детей-инофонов в образовательной среде |
Селютин А.А. |
10 |
Развитие и саморазвитие педагога среднего профессионального образования в системе непрерывного образования |
Суйкова О.А. |
11 |
Реализация инклюзивного подхода в организациях среднего профессионального образования |
Шадчин И.В. |
12 |
Социокультурное образование и развитие личности в профессиональной образовательной организации |
Швачко Е.В. |
13 |
Система профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде |
Щетинина Е.В. |
14 |
Психологические аспекты деструктивных проявлений в условиях образовательной среды |
Ярославова Г.Ю. |
2. Публикации сотрудников института в рамках проводимых исследований (2022 - 2023 учебный год)
ФИО
|
Занимаемая должность |
Уровень образования Квалификация |
Наличие ученой степени, звания |
Список научных трудов |
Арсентьева А. Д. |
Младший научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде |
Высшее (бакалавр) Журналист Высшее (магистр) Журналист |
|
Роль алгоритмов искусственного интеллекта в распространении и отслеживании деструктивного контента // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
Виды дискриминаций в сервисе TikTok: анализ популярных видеоблогов / А. Д. Арсентьева // Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований. Материалы II Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный университет. Челябинск, 2022.
|
Башарина О.В. |
Заведующий лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований |
Высшее Преподаватель информатики, физики и астрономии Менеджер в сфере образования |
Кандидат педагогических наук Доцент |
Механизмы реализации воспитательного процесса в дистанционном формате // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Система подготовки различных категорий населения к жизнедеятельности в условиях информационного общества в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Аналитический отчет о результатах прогнозирования потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. – Челябинск, 2022. |
Бойдов А.С. |
Аналитик Центра мониторинга социальных сетей |
Высшее Лингвист-переводчик
|
|
Педагогические технологии геймификации: методическая разработка “Медиаринг// MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |
Бредихин С.С. |
Заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦМП |
Высшее Социолог, преподаватель социологии |
Кандидат философских наук |
Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2022. – Т. 22. – № 3. — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Об актуальных вопросах медиабезопасности на территории Челябинской области // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
Основы исламской культуры Южного Урала: 4 класс //Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра», 2022.
Цифровая грамотность обучающихся профессиональных образовательных организаций: факторы и инструменты цифровизации образовательного процесса // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Оценка обучающимися профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного процесса как инструмент совершенствования цифровой образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Бутаков А.В. |
Младший научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП |
Высшее (Бакалавриат) Экономист |
|
Современные инструменты и методики организации мониторинга деструктивного контента в сети Интернет // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
|
Воробьева Т.С. |
Научный сотрудник сектора психологии деструктивных проявлений НИЦМП |
Высшее психолог
|
|
Проблема кибербуллинга в молодежной среде// MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
Особенности адаптации студентов – вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в условиях российской системы профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
|
Гулюмова М.А. |
Начальник Центра профессионального самоопределения |
Высшее Экономист Магистр
|
|
Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Истомина В.В. |
Доцент кафедры «Развитие образовательной системы» |
Высшее Инженер-педагог |
Кандидат педагогических наук |
Основные направления методической подготовки педагогического работника к региональному этапу Всероссийского конкурса «Мастер года» // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Клементьев Ю.А. |
Научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП |
Высшее Менеджер в области государственного и муниципального управления |
|
Современные инструменты и методики организации мониторинга деструктивного контента в сети Интернет // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |
Крупинова Е.О. |
Заведующий лабораторией «Педагогика А.С. Макаренко» |
Высшее Методист дошкольного учреждения, логопед Магистр |
|
Программа воспитания как инструмент организации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Кулакова А.А. |
Научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде |
Высшее, педагог-психолог |
|
Организация педагогической деятельности при выявлении деструктивного контента на личных страницах студентов в социальных сетях // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |
Морозова А.А. |
Заведующая сектором сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде |
Высшее Журналист
|
Кандидат философских наук |
Виртуальный ассистент как составляющая бренда компании // Российская пиарология: тренды и драйверы: Сборник научных трудов в честь профессора К.В. Киуру / Под редакцией А.Д. Кривоносова. Том Выпуск 15. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022.
Видео как актуальный тип контента для профилактики деструктивных проявлений в молодежной среде // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
|
Мухаметова Р.Р. |
Научный сотрудник сектора социокультурной адаптации иностранных студентов и детей-инофонов НИЦМП |
Высшее Юрист
|
|
Образ школьника как элемент агрессивного речевого поведения в видеоигровом дискурсе // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |
Николаева М.О. |
Младший научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП |
Высшее Бакалавр (информационные системы и технологии в образовании) Магистр (педагогическое образование физико-математических наук) |
|
Роль алгоритмов искусственного интеллекта в распространении и отслеживании деструктивного контента // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |
Ризенко М.А. |
Начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования |
Высшее Учитель истории, социально –экономических дисциплин; Практический психолог в образовании; Преподаватель экономики |
|
Сообщество молодых педагогов как межинституциональное взаимодействие в области наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Селютин А.А. |
Заведующий сектором разработки программ социокультурной адаптации и интеграции иностранных студентов и детей-инофонов |
Высшее Учитель английского и французского языков |
Кандидат филологических наук |
Особенности адаптации студентов – вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и восточных областей Украины в условиях российской системы профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Образ школьника как элемент агрессивного речевого поведения в видеоигровом дискурсе / А.А. Селютин, Р.Р. Мухаметова // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022
|
Сташкевич И.Р. |
Проректор по научно-исследовательской и инновационной работе |
Высшее Физик Преподаватель |
Доктор педагогических наук Доцент |
Программа воспитания как инструмент организации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Социальные практики в системе профессионального образования// Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 3 (47) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2022. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Сичинский Е.П. |
Ректор |
Высшее Историк Преподаватель истории и обществоведения |
Доктор исторических наук Доцент |
Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
|
Суйкова О.А. |
Начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций |
Высшее Инженер-механик |
Кандидат педагогических наук |
Возможности социообразовательной среды профессиональной образовательной организации в воспитании патриотических качеств личности студентов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Социальные практики в системе профессионального образования// Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 3 (47) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2022. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Инновационная деятельность профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля как фактор формирования предпринимательских компетенций студентов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Тяжельникова С.Н. |
Младший научный сотрудник сектора разработки педагогических инструментов профилактики НИЦМП
|
Высшее Учитель начальных классов |
|
Педагогические технологии геймификации: методическая разработка “Медиаринг» // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |
Уткина Е.А. |
Младший научный сотрудник сектора разработки программ социокультурной адаптации иностранных студентов и детей-инофонов |
Высшее (Бакалавриат) Культуролог Высшее (магистратура) Специалист социально-культурной деятельности |
|
Анализ контента страниц иностранных студентов в социальной сети Вконтакте как способ определения уровня адаптации к новой социальной среде// MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
Этика социально-культурной адаптации иностранных студентов в условиях вуза// Сборник” Культура, искусство, образование” Материалы 43-й научно-практической конференции научно-педагогических работников института. Челябинск 2022 |
Федосеева З.А. |
Проректор по учебно-методической работе |
Высшее
Инженер-технолог Магистр образования |
Кандидат педагогических наук |
Мониторинг качества методической работы как инструмент оценки научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников в системе СПО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Основные направления методической подготовки педагогического работника к региональному этапу Всероссийского конкурса «Мастер года» // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Шадчин И.В. |
Начальник Центра инклюзивного образования |
Высшее Психолог Преподаватель психологии |
|
Профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью в рамках социальных практик социокультурного пространства региона // Теория и методика профессионального образования: сборник научных статей / УО «Республиканский институт профессионального образования». — 2022. — № 9.
Формирование условий доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Социокультурное пространство региона как инструмент профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Формирование доступной образовательной среды для обучающихся с различными видами нарушений здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. |
Швачко Е.В. |
Доцент кафедры «Развитие образовательной системы» |
Высшее Учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе |
Кандидат педагогических наук, доцент |
Развитие творческой активности и креативности студентов колледжа методами ТРИЗ-педагогики // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Щетинина Е. В. |
Руководитель Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде
|
Высшее Религиовед (бакалавр) Историк, направление «История религии» (магистр) |
Кандидат философских наук
|
Профилактика деструктивных проявлений в образовательных организациях: результаты комплексного исследования на примере Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediainformatsionnaya-gramotnost-sovremennoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Об актуальных вопросах медиабезопасности на территории Челябинской области // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022.
Основы исламской культуры Южного Урала: 4 класс // – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2022. Цифровая грамотность обучающихся профессиональных образовательных организаций: факторы и инструменты цифровизации образовательного процесса // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 4 (36) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
Оценка обучающимися профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного процесса как инструмент совершенствования цифровой образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. — 2023. — № 1 (37) — (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
|
Ярославова Г.Ю. |
Заведующая сектора психологии деструктивного поведения НИЦМП |
Высшее Педагог |
Кандидат педагогических наук |
Особенности медиапотребления студентов до и после введения санкций в отношении Российской Федерации. Об актуальных вопросах медиабезопасности на территории Челябинской области // MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22–24 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. |