Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с Планами работы Челябинского института развития профессионального образования, утвержденными ректором института, и включает в себя следующие направления.

Оказание консультативной помощи в организации научно-исследовательской, научно-методической и воспитательной работы на основе современной образовательной парадигмы; в организации и проведении исследований по педагогическим наукам.

Изучение зарубежных систем образования, расширение форм международного сотрудничества в сфере профессионального образования.

Научно-методическое сопровождение открытия и координация деятельности инновационных площадок в организациях профессионального образования Челябинской области. Мониторинг реализации Программ развития профессиональных образовательных организаций.

Изучение и распространение современных технологий профориентационной работы, интегрирующей интересы личности и развивающейся экономики региона. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, мониторинг эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области.

Мониторинг состояния информационно-образовательной среды организаций среднего профессионального образования и выявление перспективных направлений ее развития.

Проведение исследования по направлению «Информационно-методическое сопровождение профессионального образования инвалидов молодого возраста в системе среднего профессионального образования Челябинской области».

Мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.

Изучение и распространение современных технологий работы с одаренными обучающимися.

Исследование по направлению «Проектное управление в воспитательной работе ПОО», мониторинг реализации рабочих программ воспитания.

Сопровождение информационной системы прогнозирования и планирования кадрового обеспечения Челябинской области, прогнозирование потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Методическое сопровождение оптимизационных проектов и формирование базы лучших практик внедрения Бережливых технологий в системе образования Челябинской области.

Анализ результативности системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по программам дополнительного профессионального образования.

Проведение неформального повышения квалификации: семинаров и конференций соответствующей тематики по актуальным проблемам развития профессионального образования.

Изучение и трансляция эффективных практик работы по формированию системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.

Оказание научно-методической поддержки и консультационное сопровождение работников образовательных организаций по следующим темам:

  • ключевые риски деструктивных проявлений в молодежной и образовательной среде (суицидальное поведение, протестные движения, вовлечение в террористические («скулшутинг») и радикальные религиозные организации, этноконфессиональные конфликты);
  • поведенческие особенности обучающихся «группы риска»; маркеры вовлечения в деструктивные сообщества; более подробно – признаки солидаризации с запрещенным террористическим движением «колубмайн»;
  • ключевые правила общения с обучающимися «группы риска» (суицидальное поведение, угрозы вооруженного нападения и др.);
  • организация системы мониторинга социальных сетей;
  • практики позитивной киберсоциализации обучающихся;
  • вопросы, связанные социокультурной адаптацией и интеграцией иностранных студентов и детей-инофонов.

Проведение экспертной оценки, научное и литературное редактирование монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей психолого-педагогической направленности. Подготовка отзывов на авторефераты диссертаций по педагогическим наукам.

Публикация материалов о результатах научно-исследовательской инновационной работы в журнале «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Периодическое печатное издание журнал "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области – свидетельство ПИ № ТУ74-00755 от 24 мая 2012 г.

СМИ перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением территории распространения – свидетельство ПИ № ФС77-63277 от 06 октября 2015 г.

В свидетельство о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением учредителя – свидетельство ПИ № ФС77-65268 от 12 апреля 2016 г.

20 ноября 2019 г. в запись о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением языка – регистрационный номер ПИ № ФС77-77219 от 20 ноября 2019 г.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки), имеет Российский индекс научного цитирования – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50091 (Перечень ВАК Минобрнауки РФ от 25.12.2020 г. №1136). ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования зарегистрирован в ИАС «Российский научный фонд».

Материалы издания рассчитаны на руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, организаторов образования, ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального образования и педагогической науки.

 

 

1. Перечень научно-исследовательских направлений

№ п/п

Тема исследования

ФИО

1

Развитие цифровой образовательной среды

Башарина О.В.

2

Мониторинг и анализ деструктивных проявлений в образовательной среде

Бредихин С.С.

3

Проблемы организации практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании

Истомина В.В.

4

Проектное управление в воспитательной работе ПОО

Крупинова Е.О.

5

Исследование педагогических инструментов профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде

Морозова А.А.

6

Проблемы мониторинга и оценки качества профессионального образования

Ризенко М.А.

7

Развитие личности в условиях цифровой трансформации, развитие воспитательной среды ПОО

Сташкевич И.Р.

8

Социокультурная адаптация и интеграция иностранных студентов и детей-инофонов в образовательной среде

Селютин А.А.

9

Развитие и саморазвитие педагога среднего профессионального образования в системе непрерывного образования

Суйкова О.А.

10

Реализация инклюзивного подхода в организации среднего профессионального образования

Шадчин И.В.

11

Система профилактики деструктивных проявлений в условиях образовательной среды

Щетинина Е.В.

 

2. Публикации сотрудников института в рамках проводимых исследований, 2025 год

ФИО

 

Занимаемая должность

Уровень образования

Квалификация

Наличие ученой степени, звания

Список научных трудов

Бабушкин Д. А.

Специалист по УМР

Высшее (бакалавр)

Информатика и вычислительная техника

Высшее (магистр)

Информатика и вычислительная техника

 

Региональные инструменты совершенствования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. — №1(57) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Башарина О.В.

Заведующий лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований

Высшее

Преподаватель информатики, физики и астрономии

Менеджер в сфере образования

Кандидат педагогических наук

Доцент

Конкурс электронных образовательных ресурсов как инструмент развития цифровых компетенций работников профессиональных образовательных организаций // Мир науки, культуры, образования. – 2025. – № 2 (111). – С. 33-36. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Роль экологического образования в процессе формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Гражданственность и патриотизм – фундамент современного общества : Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Кемерово, 28-29 апреля 2025 года. – Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2025. – С. 422-426.

Бойдов А.С. 

Младший научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП

Высшее

Лингвист-переводчик

 

Оружие массового поражения и его связь с цифровым пространством // MEDIAОбразование. Цифровая: между позитивом и деструкцией: материалы VIII Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025.

Бредихин С.С.

Заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦМП

Высшее

Социолог, преподаватель социологии

Кандидат философских наук

Цифровые и нейротехнологии в социокультурном пространстве как предмет социологического анализа / Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Е. В. Щетинина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2025. – Т. 25, № 1. – С. 31-40. – DOI 10.18500/1818-9601-2025-25-1-31-40. (реестр ВАК Минобрнауки РФ)

Оценка риска вооружённых нападений в образовательной среде: сравнительный анализ инструментов и практическая адаптация. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Воробьева Т.С.

Научный сотрудник сектора психологии деструктивных проявлений НИЦМП

 

Высшее

психолог

 

 

 

 

Медиаграмоность как основа психологической безопасности личности в современном информационном пространстве. // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025.

Истомина В.В.

Заведующий кафедрой «Развитие образовательной системы»

Высшее

Инженер-педагог

Кандидат педагогических наук

 

 

Экология тела (здоровья) как часть экологической культуры обучающихся ПОО // Образование, нравственность, патриотизм в эпоху цифровых технологий: единство ценностей. - Научное издание. Сборник научных статей. – Челябинск: Печатный двор, 2025.

 

Экология души как часть экологической культуры обучающихся в ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Карташова И.И.

Преподаватель Учебно-методического центра по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области

Высшее

Историк. Преподаватель истории

 

 

Управление процессом повышения эффективности деятельности образовательных организаций с использованием картирования как основного инструмента бережливых технологий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Медиация в процессе разрешения острых конфликтных ситуаций в студенческой среде среднего профессионального образования. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Крупинова Е.О.

Заведующий лабораторией «Педагогика А.С. Макаренко»

Высшее

Методист дошкольного учреждения, логопед

Магистр

 

Региональные инструменты совершенствования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. — №1(57) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

 

Кулакова А.А.

Заведующая сектором психологии деструктивных проявлений НИЦМП

Высшее, педагог-психолог

 

Использование цифрового пространства как обучающей платформы в рамках взаимодействия субъектов системы профилактики // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025.

Лужнова В. Ю.

Младший научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде

Высшее

Журналист

 

Чувствительные задачи и тематики в применении искусственного интеллекта: что это и как они выглядят на практике // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025.

Морозова А.А.

Заведующая сектором исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде

Высшее                    Журналист

 

Кандидат филологических наук

Кибербезопасность: как улучшить навыки медийной грамотности у молодежной аудитории // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025.

Никольская О.Д.

Преподаватель Учебно-методического центра по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области

Высшее

Историк. Преподаватель истории и обществоведения

Кандидат педагогических наук

 

Управление процессом повышения эффективности деятельности образовательных организаций с использованием картирования как основного инструмента бережливых технологий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Ризенко М.А.

Начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования

Высшее

Учитель истории, социально –экономических дисциплин

Практический психолог в образовании

Преподаватель экономики

 

Результативность научно-исследовательской работы студентов инженерного ВУЗа: к проблеме оценки // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Сичинский Е.П.

Ректор

Высшее

Историк

Преподаватель истории и обществоведения

Доктор исторических

наук

Доцент

Управление развитием среднего профессионального образования Челябинской области с использованием конкурсного движения // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

Сташкевич И.Р.

Проректор по научно-исследовательской и инновационной работе

Высшее

Физик Преподаватель

Доктор педагогических наук

Доцент

Управление развитием среднего профессионального образования Челябинской области с использованием конкурсного движения // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Региональные инструменты совершенствования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. — №1(57) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Конкурс электронных образовательных ресурсов как инструмент развития цифровых компетенций работников профессиональных образовательных организаций // Мир науки, культуры, образования. – 2025. – № 2 (111). – С. 33-36. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).

 

Формирование инклюзивной воспитательной среды в образовательных организациях системы среднего профессионального образования // Социальные коммуникации: философские, культурологические, исторические, психологические, политические, религиозные измерения: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Кемерово, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 2025

Теплякова З.В.

Научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде

Высшее

 

Использование цифрового пространства как обучающей платформы в рамках взаимодействия субъектов системы профилактики // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025.

Шадчин И.В.

Начальник Центра инклюзивного образования

Высшее

Психолог

Преподаватель психологии

 

Формирование инклюзивной воспитательной среды в образовательных организациях системы среднего профессионального образования // Социальные коммуникации: философские, культурологические, исторические, психологические, политические, религиозные измерения: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Кемерово, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 2025.

Создание инклюзивной воспитательной среды в профессиональных образовательных организациях // Теория и практика современной науки: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2025.

Щетинина Е. В.

Руководитель Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде

Высшее

Религиовед (бакалавр)

Историк, направление «История религии» (магистр)

Кандидат философских наук

Цифровые и нейротехнологии в социокультурном пространстве как предмет социологического анализа / Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Е. В. Щетинина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2025. – Т. 25, № 1. – С. 31-40. – DOI 10.18500/1818-9601-2025-25-1-31-40. (реестр ВАК Минобрнауки РФ)

Оценка риска вооружённых нападений в образовательной среде: сравнительный анализ инструментов и практическая адаптация. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ).