Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с Планами работы Челябинского института развития профессионального образования, утвержденными ректором института, и включает в себя следующие направления.
Оказание консультативной помощи в организации научно-исследовательской, научно-методической и воспитательной работы на основе современной образовательной парадигмы; в организации и проведении исследований по педагогическим наукам.
Изучение зарубежных систем образования, расширение форм международного сотрудничества в сфере профессионального образования.
Научно-методическое сопровождение открытия и координация деятельности инновационных площадок в организациях профессионального образования Челябинской области. Мониторинг реализации Программ развития профессиональных образовательных организаций.
Изучение и распространение современных технологий профориентационной работы, интегрирующей интересы личности и развивающейся экономики региона. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, мониторинг эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области.
Мониторинг состояния информационно-образовательной среды организаций среднего профессионального образования и выявление перспективных направлений ее развития.
Проведение исследования по направлению «Информационно-методическое сопровождение профессионального образования инвалидов молодого возраста в системе среднего профессионального образования Челябинской области».
Мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Изучение и распространение современных технологий работы с одаренными обучающимися.
Исследование по направлению «Проектное управление в воспитательной работе ПОО», мониторинг реализации рабочих программ воспитания.
Сопровождение информационной системы прогнозирования и планирования кадрового обеспечения Челябинской области, прогнозирование потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Методическое сопровождение оптимизационных проектов и формирование базы лучших практик внедрения Бережливых технологий в системе образования Челябинской области.
Анализ результативности системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по программам дополнительного профессионального образования.
Проведение неформального повышения квалификации: семинаров и конференций соответствующей тематики по актуальным проблемам развития профессионального образования.
Изучение и трансляция эффективных практик работы по формированию системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.
Оказание научно-методической поддержки и консультационное сопровождение работников образовательных организаций по следующим темам:
Проведение экспертной оценки, научное и литературное редактирование монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей психолого-педагогической направленности. Подготовка отзывов на авторефераты диссертаций по педагогическим наукам.
Публикация материалов о результатах научно-исследовательской инновационной работы в журнале «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Периодическое печатное издание журнал "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области – свидетельство ПИ № ТУ74-00755 от 24 мая 2012 г.
СМИ перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением территории распространения – свидетельство ПИ № ФС77-63277 от 06 октября 2015 г.
В свидетельство о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением учредителя – свидетельство ПИ № ФС77-65268 от 12 апреля 2016 г.
20 ноября 2019 г. в запись о регистрации СМИ внесены изменения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением языка – регистрационный номер ПИ № ФС77-77219 от 20 ноября 2019 г.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки), имеет Российский индекс научного цитирования – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50091 (Перечень ВАК Минобрнауки РФ от 25.12.2020 г. №1136). ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования зарегистрирован в ИАС «Российский научный фонд».
Материалы издания рассчитаны на руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, организаторов образования, ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального образования и педагогической науки.
1. Перечень научно-исследовательских направлений
№ п/п |
Тема исследования |
ФИО |
1 |
Развитие цифровой образовательной среды |
Башарина О.В. |
2 |
Мониторинг и анализ деструктивных проявлений в образовательной среде |
Бредихин С.С. |
3 |
Проблемы организации практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании |
Истомина В.В. |
4 |
Проектное управление в воспитательной работе ПОО |
Крупинова Е.О. |
5 |
Исследование педагогических инструментов профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде |
Морозова А.А. |
6 |
Проблемы мониторинга и оценки качества профессионального образования |
Ризенко М.А. |
7 |
Развитие личности в условиях цифровой трансформации, развитие воспитательной среды ПОО |
Сташкевич И.Р. |
8 |
Социокультурная адаптация и интеграция иностранных студентов и детей-инофонов в образовательной среде |
Селютин А.А. |
9 |
Развитие и саморазвитие педагога среднего профессионального образования в системе непрерывного образования |
Суйкова О.А. |
10 |
Реализация инклюзивного подхода в организации среднего профессионального образования |
Шадчин И.В. |
11 |
Система профилактики деструктивных проявлений в условиях образовательной среды |
Щетинина Е.В. |
2. Публикации сотрудников института в рамках проводимых исследований, 2025 год
ФИО |
Занимаемая должность |
Уровень образования Квалификация |
Наличие ученой степени, звания |
Список научных трудов |
Бабушкин Д. А. |
Специалист по УМР лаборатории воспитания в профессиональном образовании |
Высшее (бакалавр) Информатика и вычислительная техника Высшее (магистр) Информатика и вычислительная техника |
|
Региональные инструменты совершенствования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. — №1(57) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Башарина О.В. |
Начальник Центра информатизации профессионального образования и педагогических исследований |
Высшее Преподаватель информатики, физики и астрономии Менеджер в сфере образования |
Кандидат педагогических наук Доцент |
Конкурс электронных образовательных ресурсов как инструмент развития цифровых компетенций работников профессиональных образовательных организаций // Мир науки, культуры, образования. – 2025. – № 2 (111). – С. 33-36. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Роль экологического образования в процессе формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Гражданственность и патриотизм – фундамент современного общества: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Кемерово, 28-29 апреля 2025 года. – Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2025. – С. 422-426. |
Бойдов А.С. |
Младший научный сотрудник сектора мониторинга и анализа НИЦМП |
Высшее Лингвист-переводчик |
|
Оружие массового поражения и его связь с цифровым пространством // MEDIAОбразование. Цифровая: между позитивом и деструкцией: материалы VIII Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025. |
Бредихин С.С. |
Заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦМП |
Высшее Социолог, преподаватель социологии |
Кандидат философских наук |
Цифровые и нейротехнологии в социокультурном пространстве как предмет социологического анализа / Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Е. В. Щетинина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2025. – Т. 25, № 1. – С. 31-40. – DOI 10.18500/1818-9601-2025-25-1-31-40. (реестр ВАК Минобрнауки РФ) Оценка риска вооружённых нападений в образовательной среде: сравнительный анализ инструментов и практическая адаптация // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Воробьева Т.С. |
Научный сотрудник сектора психологии деструктивных проявлений НИЦМП |
Высшее психолог |
|
Медиаграмотность как основа психологической безопасности личности в современном информационном пространстве. // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025. |
Истомина В.В. |
Заведующий кафедрой «Развитие образовательной системы» |
Высшее Инженер-педагог |
Кандидат педагогических наук |
Экология тела (здоровья) как часть экологической культуры обучающихся ПОО // Образование, нравственность, патриотизм в эпоху цифровых технологий: единство ценностей. - Научное издание. Сборник научных статей. – Челябинск: Печатный двор, 2025. Экология души как часть экологической культуры обучающихся в ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Карташова И.И. |
Специалист по УМР лаборатории воспитания в профессиональном образовании |
Высшее Историк. Преподаватель истории |
|
Управление процессом повышения эффективности деятельности образовательных организаций с использованием картирования как основного инструмента бережливых технологий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Медиация в процессе разрешения острых конфликтных ситуаций в студенческой среде среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Крупинова Е.О. |
Заведующий лабораторией воспитания в профессиональном образовании |
Высшее Методист дошкольного учреждения, логопед Магистр |
|
Региональные инструменты совершенствования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. — №1(57) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Кулакова А.А. |
Заведующий сектором психологии деструктивных проявлений НИЦМП |
Высшее, педагог-психолог |
|
Использование цифрового пространства как обучающей платформы в рамках взаимодействия субъектов системы профилактики // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025. |
Лужнова В. Ю. |
Младший научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде |
Высшее Журналист |
|
Чувствительные задачи и тематики в применении искусственного интеллекта: что это и как они выглядят на практике // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025. |
Морозова А.А. |
Заведующий сектором исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде |
Высшее Журналист |
Кандидат филологических наук |
Кибербезопасность: как улучшить навыки медийной грамотности у молодежной аудитории // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025. |
Никольская О.Д. |
Преподаватель Учебно-методического центра по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области |
Высшее Историк. Преподаватель истории и обществоведения |
Кандидат педагогических наук |
Управление процессом повышения эффективности деятельности образовательных организаций с использованием картирования как основного инструмента бережливых технологий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Ризенко М.А. |
Начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования |
Высшее Учитель истории, социально –экономических дисциплин Практический психолог в образовании Преподаватель экономики |
|
Результативность научно-исследовательской работы студентов инженерного ВУЗа: к проблеме оценки // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Методический актив как механизм повышения качества кадрового потенциала СПО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 3 (47) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Рулевская Л.П. |
Научный сотрудник, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» |
Высшее Специалитет (инженер-механик) Специалитет (педагог- психолог, УНК) Магистр (педагогическое образование) Магистр (история: цифровые методы гуманитарных наук) |
Кандидат педагогических наук |
Рулевская, Л. П. Воспитательный аспект влияния искусственного интеллекта и роботизированных систем в профессиональном образовании при формировании гражданско-патриотических качеств студентов / Л. П. Рулевская // Искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 28 ноября 2024 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2025. – С. 149-153. Рулевская, Л. П. Место педагога в цифровом образовательном пространстве: от наставничества к социальной ответственности / Л. П. Рулевская // Образовательный подход "Oбучение служением": развитие гражданской активности и социальной ответственности подрастающего поколения : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Херсон, 30 января 2025 года. – Херсон: Херсонский государственный педагогический университет, 2025. – С. 65-69. Рулевская, Л. П. Наставничество в воспитании патриотичности студентов профессиональных образовательных организаций: результаты констатирующего этапа работы региональной инновационной площадки / Л. П. Рулевская // Инновационное развитие профессионального образования. – 2025. – № 1(45). – С. 149-157. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Рулевская, Л. П. Методы и практики наставничества в воспитании патриотически ориентированной молодежи / Л. П. Рулевская, М. Ю. Безмен, Е. Ю. Шумских // Инновационное развитие профессионального образования. – 2025. – № 2(46). – С. 167-177. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Рулевская, Л. П. Педагогическая модель интеграции фиджитал-технологий для формирования общих компетенций студентов СПО / Л. П. Рулевская // Инновационное развитие профессионального образования. – 2025. – № 3(47). – С. 58-70. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Рулевская Л. П. Влияние наставничества на духовно-нравственное воспитание студентов ПОО в цифровой среде / Л. П. Рулевская // Образование, нравственность, патриотизм в эпоху цифровых технологий: единство ценностей. — Челябинск: Печатный двор, 2025. — С. 107–112. |
Савченков А.В. |
Ректор |
Высшее |
Доктор педагогических наук Профессор |
Организация прохождения обучающимися социальных и профессиональных проб на базе педагогического колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Историографический анализ информационно-управленческой культуры в военном образовании: традиции и современные тенденции // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Сташкевич И.Р. |
Проректор по научно-исследовательской и инновационной работе |
Высшее Физик Преподаватель |
Доктор педагогических наук Доцент |
Управление развитием среднего профессионального образования Челябинской области с использованием конкурсного движения // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 1 (45) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Региональные инструменты совершенствования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. — №1(57) — Кемерово: Издательство ГБУ ДПО «КРИРПО», 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Конкурс электронных образовательных ресурсов как инструмент развития цифровых компетенций работников профессиональных образовательных организаций // Мир науки, культуры, образования. – 2025. – № 2 (111). – С. 33-36. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). Формирование инклюзивной воспитательной среды в образовательных организациях системы среднего профессионального образования // Социальные коммуникации: философские, культурологические, исторические, психологические, политические, религиозные измерения: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Кемерово, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 2025 Реализация инклюзивного подхода при решении воспитательных задач в системе среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 3 (47) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Теплякова З.В. |
Научный сотрудник сектора исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных угроз в образовательной среде |
Высшее |
|
Использование цифрового пространства как обучающей платформы в рамках взаимодействия субъектов системы профилактики // MEDIAОбразование «Цифровая среда в контексте безопасности личности и общества» материалы IX Международной научно-практической конференции – Челябинск: 2025. |
Федосеева З.А. |
Проректор по учебно-методической работе |
Высшее Инженер-технолог Магистр образования |
Кандидат педагогических наук |
Реализация сетевого взаимодействия в образовательно-производственном кластере Федерального проекта «Профессионалитет» (на примере отрасли «Машиностроение» // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 3 (47) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Шадчин И.В. |
Начальник Центра инклюзивного образования |
Высшее Психолог Преподаватель психологии |
|
Формирование инклюзивной воспитательной среды в образовательных организациях системы среднего профессионального образования // Социальные коммуникации: философские, культурологические, исторические, психологические, политические, религиозные измерения: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Кемерово, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 2025. Создание инклюзивной воспитательной среды в профессиональных образовательных организациях // Теория и практика современной науки: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2025. Реализация инклюзивного подхода при решении воспитательных задач в системе среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 3 (47) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |
Щетинина Е. В. |
Руководитель Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде
|
Высшее Религиовед (бакалавр) Историк, направление «История религии» (магистр) |
Кандидат философских наук |
Цифровые и нейротехнологии в социокультурном пространстве как предмет социологического анализа / Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Е. В. Щетинина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2025. – Т. 25, № 1. – С. 31-40. – DOI 10.18500/1818-9601-2025-25-1-31-40. (реестр ВАК Минобрнауки РФ) Оценка риска вооружённых нападений в образовательной среде: сравнительный анализ инструментов и практическая адаптация // Инновационное развитие профессионального образования. — 2025. — № 2 (46) — Челябинск: Издательство ГБУ ДПО ЧИРПО, 2025. (реестр ВАК Минобрнауки РФ). |