Профессиональное образование в 1917 - 1940 годы

В 1917 – 1918 годах деятельность низших ремесленных школ была прекращена; по решению правительства администрации А.В. Колчака школьное оборудование, педагоги и учащиеся эвакуированы в города Сибири (оборудование частично возвращено в 1920 году).

После установления в городе советской власти в октябре 1919 г. был создан Челябинский губернский комитет по профессионально-техническому образованию, который руководил работой учреждений профтехобразования в губернии. Комитет подчинялся Челябинскому губернскому отделу народного образования и одновременно находился в ведении Главного комитета профессионально-технического образования Наркомата просвещения РСФСР. Структура на 1921 год включала подотделы: административно-организационный, сельскохозяйственный, профобразования рабочих, педагогический, социального воспитания рабочей молодежи. В 1922-23 гг. издавался Листок Челябинского губпрофобра и губсоцвоса. В связи с ликвидацией Челябинской губернии в декабре 1923 г. комитет был упразднен.

Согласно положениям «О единой трудовой школе России» и «О задачах профессионально-технического образования в России», опубликованным 16 октября 1918 года, профессиональное образование можно было получить только по окончании 1-й и 2-й ступени школы. Все учебные заведения (в том числе и профессиональные) были переданы Наркомпросу и преобразованы в школы 1-й ступени, что привело к закрытию ремесленных училищ и низших ремесленных школ.

В январе 1920 года при Наркомпросе был создан Главпрофобр, задачей которого являлась организация системы профессионального образования. Уже в августе было утверждено «Положение о профессионально-технических школах», по которому создавались специальные профессиональные учреждения, заменявшие единую трудовую школу II ступени. В октябре того же года была сформулирована идея создания школ рабочей молодежи нового типа – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1925 г. правительством было принято «Положение о школах рабочих подростков», определившее единые принципы построения школ ФЗУ и типа ФЗУ и дифференцированные сроки обучения.

1920 –е гг. в истории профессионального образования отмечены многочисленными дискуссиями педагогов о путях развития «социалистической профшколы». Отвергая наследие дореволюционной профессиональной школы, организаторы профобразования спорили о соотношении общего и профессионального образования, возрасте начала профессиональной подготовки, о необходимости политехнического или монотехнического образования, наиболее рациональных формах его организации и т.д. В результате, в первое десятилетие после революции появилось большое разнообразие учебных заведений профессионального образования, среди которых наиболее распространенными и важными типами стали: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

В 20-е гг. на территории современной Челябинской области были созданы школы ученичества массовых профессий (ШУМП) при Златоустовском машиностроительном заводе и при железнодорожных мастерских станции Челябинск. ШУМП «Вулкан», позднее преобразованная в школу ФЗУ «Красный Октябрь», долгое время вела подготовку квалифицированных рабочих для железных дорог и была единственная в Челябинске. Позднее в Каслях, Катав-Ивановске, Златоусте (1922 год), Кыштыме (1925 год), Усть-Катаве, Бакале (1929 год) были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В 1929 году по решению правительства школы ФЗУ и другие учебные заведения, занимавшиеся подготовкой кадров, были переданы в ведение отраслевых комиссариатов. По состоянию на 1 января 1933 года на территории современной Челябинской области действовало 55 школ ФЗУ (в Аше, Бакале, Златоусте, Катав-Ивановске, Кусе, Магнитогорске, Миассе, Миньяре, Нязепетровске, Сатке, Симе, Троицке, Усть-Катаве, Челябинске, Юрюзани, других городах и селах), где обучались 19 317 человек. В годы первых пятилеток открылись школы ФЗУ на всех крупных предприятиях; для них были построены новые, оснащенные современной техникой здания. Отраслевая система подготовки кадров не устанавливала единых требований к квалификации выпускников; сроки и содержание обучения, численность учеников определялась самими предприятиями.

Одновременно с подготовкой рабочих, экономика страны нуждалась в подготовке высококвалифицированных специалистах. С этой целью на Южном Урале по ходатайству местных органов открылись Челябинский институт механизации сельского хозяйства (1930 год), Магнитогорский горно-металлургический (1934), Оренбургский сельскохозяйственный (1930), Троицкий зооветеринарный (1929) и другие высшие учебные заведения. Начала формироваться сеть техникумов и специальных средних учебных заведений: Челябинский энергетический техникум имени С. М. Кирова Главного управления учебными заведениями Министерства электростанций СССР (1930 г.), Копейский горный техникум Главного управления учебных заведений Народного комиссариата угольной промышленности СССР (1935 г.), Челябинская фармацевтическая школа Министерства здравоохранения (1935 г.), Челябинская фельдшерско-акушерская школа Челябинского городского отдела здравоохранения (1934 г.).