Трудовые резервы в 1945-1958 гг.

УДК 377

Л. Н. Абдуллаева, нач. учебного отдела Челябинского ИРПО, г. Челябинск, e-mail: chirpo@incompany.ru

 

ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

 

В статье представлен процесс развития системы профессионального образования на территории Челябинской области в послевоенный период, рассматривается создание новых типов образовательных учреждений, а также подготовка кадров на производстве.

Ключевые слова: трудовые резервы, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные училища, железнодорожные училища, технические училища, горнопромышленные школы и училища, училища механизации сельского хозяйства.

 

Системное реформирование российского общества постсоветского периода требует научного осмысления. Современные отечественные историки, культурологи, экономисты, философы, политологи пытаются понять сущность произошедших преобразований и определить перспективы развития общества. Данный процесс не обошел и сферу профессионального образования. Несмотря на некоторый период забвения, общество и государство сегодня вновь обратили внимание на систему профессионального воспитания. Понимание простой истины, что без подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена невозможно развивать экономику страны, заставило власть говорить об этой проблеме на государственном уровне, ставить задачу модернизации профессионального образования. Бесспорно, система трудовых резервов, созданная еще накануне войны в условиях административно-командной системы управления, не в состоянии столь же эффективно функционировать в рыночном обществе. Тем не менее накопленный ею опыт должен быть творчески переосмыслен, чтобы не открывать для себя заново немецкую дуальную систему подготовки кадров, заимствованную в СССР. Поэтому задача историко-педагогической науки заключается в том, чтобы, с одной стороны, объективно оценить успехи, а с другой — проанализировать проблемы, игнорирование которых привело систему профессионального образования к кризису.

История профессионального образования достаточно широко освещена в исследованиях. Сегодня существует ряд обобщающих работ, в которых представлены вехи ее развития. Однако, созданные в рамках советской научной парадигмы, эти исследования не отвечают современным запросам общества по ряду параметров. В последнее десятилетие предпринимались шаги по изучению профессионального образования и в границах Челябинской области. Учитывая новизну проблемы для региональных исследователей и юбилейный характер отдельных изданий, за пределами внимания авторов остался целый комплекс вопросов, которые нуждаются в дополнительном изучении. К ним относится и послевоенный период развития профессиональных учреждений Челябинской области.

После завершения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. перед страной встали сложные задачи, связанные с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением и дальнейшим развитием народного хозяйства. Для решения этих задач необходимо было не только сконцентрировать ограниченные послевоенной разрухой материальные ресурсы, но и обеспечить экономику рабочими руками. Однако война существенно изменила демографическую ситуацию в стране. На фронте, в плену и на оккупированных территориях погибло около 27 млн. человек. Сократилась доля мужского населения. Из мужчин 1923 г. р. к концу войны остались в живых лишь 3 %, более 70 % военнослужащих в возрасте от 19 до 35 лет погибли и умерли от ран и болезней, не вернулись из плена. Ранения, контузии и ожоги получили свыше 15 миллионов человек, остались инвалидами 2,5 миллиона. На долгое время растянулась демобилизация молодых солдат, многие из которых, уйдя на фронт со школьной скамьи, не имели мирной профессии. Таким образом, изменившаяся демографическая ситуация в стране ставила перед системой трудовых резервов сложные задачи.

Учебные заведения трудовых резервов в послевоенные годы должны были подготовить миллионы новых рабочих, способных решать задачи восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Из 7 млн. рабочих, которых планировалось подготовить в 1946–1950 гг. по всей стране, 4,5 млн. должны были дать учебные заведения государственных трудовых резервов, в том числе 1,3 млн. — ремесленные и железнодорожные училища и 3,2 млн. — школы ФЗО [1]. За этот же период учебные заведения трудовых резервов Челябинской области должны были подготовить и передать в промышленность, строительство и на транспорт 137,09 тыс. квалифицированных рабочих, из них 38 270 человек — из ремесленных и железнодорожных училищ, 98 820 — из школ ФЗО [2].

Для того чтобы обеспечить трудовым резервам возможность выполнить такие масштабные задачи, правительством был проведен ряд организационных мероприятий. Главное управление в мае 1946 г. преобразуется в Министерство трудовых резервов СССР. На январь 1947 г. было намечено вручение типовых уставов каждому училищу и школам ФЗО страны, утвержденные Советом Министров Союза ССР [3]. В кратчайшие сроки повсеместно были подготовлены помещения для учебных занятий, производственные мастерские и общежития. Правительство направило для работы в учебные заведения около 45 тысяч человек, имеющих опыт партийно-хозяйственной, производственно-педагогической работы, в том числе свыше 25 тысяч рабочих высокой квалификации в качестве мастеров производственного обучения [4].

Колонна трудовых резервов на Первомайской демонстрации, Челябинск, 1953 г.

 

На первых порах серьезные трудности в обеспечении квалифицированными рабочими предприятий области были связаны с реэвакуацией образовательных учреждений. В течении 1945 года было ликвидировано 2 ремесленных училища (РУ-10 г. Миасс, РУ-14 г. Челябинск); 1 железнодорожное училище (ЖУ-7 г. Карталы); 12 школ фабрично заводского обучения (ФЗО-1, ФЗО-50 г. Магнитогорск; ФЗО-8 г. Копейск; ФЗО-14 г. Юрюзань; ФЗО-21, ФЗО-27, ФЗО-60 г. Златоуст; ФЗО-22 г. Челябинск; ФЗО-25 г. Миасс; ФЗО-42 г. Уфалей; ФЗО-52 г. Верхний Уфалей; ФЗО-55п. Палтавка). К маю 1946 года в системе управления трудовых резервов Челябинской области числилось 28 ремесленных училищ, 5 железнодорожных, 42 школы ФЗО, а также 10 школ механизации сельского хозяйства. [5] Тем не менее, основными тенденциями развития сети учебных заведений трудовых резервов были их численный рост и появление новых типов училищ, школ ФЗО.

Посетители II Областной выставки технического творчества учащихся трудовых резервов у модели шагающего экскаватора, изготовленной в РУ-25 г. Челябинска. 1954 г.

 

В послевоенный период необходимо было заново отстраивать страну, в связи, с чем остро встала проблема подготовки кадров для строительства. С этой целью стали создаваться училища строительно-монтажного профиля: в Челябинской области в период с1946 по 1958 были открыты: в Челябинске – СУ №10 (ПУ-59), ФЗО №26 (ПУ-64), СУ №33 (ПУ-68), ФЗО №61 (ПУ-61), ФЗО №40 (ПУ-71), ФЗО №17 (ПУ-76); в Миассе – ФЗО №39 (ПУ-38), ФЗО №49 (ПУ-49); в Златоусте – ФЗО №57 (ПЛ-111); в Сатке – РУ №8 (ПУ-69); в Коркино – ГПШ №14 (ПУ-14); в Бакалее – ФЗО №78(ПУ-50); в Озерске – СУ №13 (ПЛ-46); в Магнитогорске – ФЗО №3 (ПУ-53), ФЗО №18 (ПУ-63.[6] В строительных школах, созданных на базе ФЗО с 10-месячным сроком обучения, преподавались основы технологии строительных работ, материаловедение, черчение. В Челябинской области в период с 1949 по 1958 школы ФЗО (№ 47, 18, 29, 3, 26, 33) преобразуются в строительные школы. А в течение 1957-1958 в соответствие с Постановление Совета Министров СССР от 29.05.1957 г. (№601) они приобретают статус строительных училищ с двухгодичным сроком обучения. [7]

После Великой Отечественной войны вновь обострилась проблема детской безнадзорности и беспризорности. Государство отреагировало на нее постановлением Совета министров от 7.04.1947 г. «Об улучшении работы по устройству детей подростков, оставшихся без родителей». [8] Среди прочих мер оно предусматривало создание 100 специализированных ремесленных и сельскохозяйственных училищ для подростков-сирот, не имеющих начального образования, со сроком обучения в ремесленном училище – 3 года, в сельскохозяйственном – 4 года. Выпускникам этих училищ присваивалась квалификация рабочего 4-5-го разрядов и давалось образование не ниже семи классов средней школы. В 1945 году имелось 27 специальных училищ, в которых обучалось 10700 воспитанников. В 1953-1954 учебном году их количество возросло. [8, 12] По мере решения проблемы послевоенной беспризорности и безнадзорности они были переведены на 2-летний срок обучения, где подготовка велась на основе учебных планов ремесленных училищ. В Челябинской области в 1949 году РУ №10 (ПУ№134) г. Пласта переведено в статус специального ремесленного училища по подготовке рабочих из числа детей-сирот, лишившихся родителей в годы войны со сроком обучения четыре года. Был осуществлен только один выпуск, после чего училище перепрофилировано в сельскохозяйственное (РУ МСХ №10). В 1957 г. контингент обучающихся в нем составлял 860 человек [9] В том же 1949 году повсеместно стали создаваться специальные горные училища для осиротевших детей шахтеров, а также для детей кадровых рабочих угольной промышленности, инвалидов труда. Они давали общее и специальное среднее образование. В 1951 году Копейское ГПУ №3 (ПУ №34) было переведено в статус специального горно-технического училища для детей–сирот с семилетним сроком обучения. Училище работало на принципах суворовских училищ, с контингентом 281 человек. [10]

На занятиях в кабинете станочников в техническом училище г. Миасса. 1956 г.

 

В послевоенный период остро встала проблема подъема угольной и горнорудной промышленности, в связи, с чем в 1949 году училища и школы ФЗО, готовившие кадры для данных отраслей были преобразованы в горнопромышленные школы и училища. Школы предусматривали ускоренные сроки обучения (6-10 месяцев). Они готовили рабочих: забойщиков, проходчиков, крепильщиков, помощников машинистов угольных комбайнов, врубовых машин, машинистов. В 1950 году в стране работало 476 горнопромышленных школ с контингентом в 94 тыс. учащихся. В 1956 по мере насыщения отраслей кадрами их число сократилось до 190. [11] В Челябинской области было создано 5 школ: ГПШ №1 (ПУ №11) г. Копейска, ГПШ №4 (ПУ №14) г. Коркино, ТУ№12 (горно-промышленного профиля) (ПУ №45) г. Коркино, ФЗО п. Магнитка (горно-промышленного профиля) (ПУ №36), ГПШ №10 (ПУ №59) г. Челябинска. Горнопромышленные училища с двухгодичным сроком обучения готовили машинистов врубовых машин и горных комбайнов, экскаваторов и электровозов, электрослесарей, операторов по переработке сланца. В 1956 году в стране работало 53 горнопромышленных училища. [11] В Челябинской области подготовка по этим программам осуществлялась в ГПУ №3 (ПУ №34) г. Копейск, ГПУ №2 (ПУ №33) г. Коркино, ФЗО №10 (ПУ №127) г. Еманжелинск (до 1953г). В 1954 году в системе трудовых резервов был создан новый тип учебного заведения – техническое училище со сроком обучения 1-2 года. В них принимались лица, имевшие законченное среднее образование. Эти училища готовили высококвалифицированных рабочих и младший технический персонал. В 1957 году в стране насчитывалось 434 технических училищах, в том числе 10 в крупных городах Челябинской области, с общей наполняемостью в 130 тыс. человек. [11] За период с 1954 по 1958 они сумели дать народному хозяйству 296 тыс. специалистов. [12]

Для подготовки квалифицированных металлургов, химиков, горняков, машиностроителей и рабочих других важных профессий создавались училища с 2-3-годичным сроком обучения. В Челябинской области, учитывая ее специфику, прежде всего, развивалась сеть учреждений металлургического профиля в городах Магнитогорске, Челябинске, Каслях. Подготовка рабочих-металлургов в ремесленных училищах и школах ФЗО являлась сложной и мало разработанной. Каждое учебное заведение по-своему организовывало учебный процесс. В частности, Магнитогорское ремесленное училище № 13 внедрило организацию производственного обучения учащихся на рабочих местах за 3-5 месяцев до окончания училища. С ними проводились консультации для повторения теоретического материала, тематические семинары, для изучения производственных инструкций, опыта работы стахановцев-сталеваров и горновых. Учащиеся первого класса включали в молодежно-комсомольские бригады, которые они обслуживали ряд мартеновских печей и одну доменную печь. Проводились учебно-производственные конференции по отдельным профессиям (сталеваров, огнеупорщиков, прокатчиков).

Учащиеся ТУ-6 г. Магнитогорска на уроке электромонтажного дела. 1957 г.

 

В 1953 году в связи с освоением целинных и залежных земель существующие школы механизации сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР были реорганизованы в училища механизации сельского хозяйства и переданы в систему государственных трудовых резервов со сроком обучения 6-12 месяцев. Они готовили трактористов-машинистов широкого профиля, трактористов с квалификацией слесаря, механиков-комбайнеров. В конце 1953 года было создано 506 таких училищ, в 1958 их количество достигло 800 [13]. В Челябинской области их было создано сразу десять: УМСХ №1 (ПУ-126) п. Аргаяш, УМСХ №2 (ПУ-127) г. Еманжелинск, РУМСХ №3 г. Шадринск (учебные заведения г. Шадринска находились в ведомстве системы трудовых резервов Челябинской области), УМСХ №5 (ПУ-130) г. Южноуральск, УМСХ №8 (ПУ-133) г. Верхнеуральск, УМСХ №10 (ПУ №134) г. Пласт, УМСХ №11 (ПУ-135) г. Троицк, РУМСХ №14 г. Троицк, УМСХ №15 (ПУ-136) п. Мирный, РУМСХ №18 г. Юрюзань.

Учащийся троицкого училища механизации № 11 осваивает навыки управления комбайном. 1955 г.

 

Одним из самых крупных училищ сельскохозяйственного профиля было СУ-10 (ПУ-134) г. Пласта. Это училище имело более 2000 га пахотной земли, около 2000 голов крупного рогатого скота, множество сельхозмашин, тракторов и комбайнов. Контингент составлял более 1000 учащихся. Училище неоднократно награждалось переходящим Красным Знаменем. [6, 14] В Аргаяшском училище механизации обучали трактористов и механиков-комбайнеров. Училище имело большую базу оборудования: 20 тракторов разных марок, 7 комбайнов, пропашные тракторы, картофелесажалку СКГ-4 для квадратно-гнездового способа посадки, сеялку СШ-6, навесной культиватор-окучник, боковые грабли, плуги новой конструкции, электростигальный агрегат, машины для механизации трудоемких процессов в животноводстве. Кабинеты, классы, мастерские были оснащены новым оборудованием для производственного и теоретического обучения механизаторов. [15] С 1954 по 1958 год училищами механизации сельского хозяйства Челябинской области выпущено 18830 рабочих. [16]

Учащиеся-монтажники СУ-11 г. Челябинска ведут работы по монтажу каркаса технологического оборудования. 1958 г.

 

Таким образом, в конце 1958 года в Челябинской области насчитывалось 80 учреждений профессионального образования с наполняемостью 25707 человек. Из них: 28 – РУ, ЖУ, ГПУ (9806 человек), 11- ТУ (3705 чел.), 9 – СШ, ФЗО, ГПШ (2666 чел.), 25 – СУ (с двухгодичным сроком обучения – 4453 чел.; с 10-месячным – 2306 чел.), 7 – УМСХ (2771 чел.). [17] Однако, несмотря на достигнутые успехи, система трудовых резервов Челябинской области не могла еще полностью обеспечить рабочими квалифицированными кадрами предприятия региона. Поэтому подготовка кадров велась не только в учебных заведениях, но и через различные формы производственно-технического обучения рабочих (повышение квалификации), среди которых главными были школы передового опыта, обучение на производственно-технических курсах, обучение на целевых курсах, обучение вторым или смежным профессиям. Повышение квалификации через названные формы обучения планировалось, а программы обучения разрабатывались и осуществлялись в соответствии с задачами и потребностями завода, цеха, участка. По некоторым профессиям программы разрабатывались министерствами.

В конце 1940-х – начале 50-х гг. широко распространился новый тип школ по обучению передовому опыту и его внедрению. Их называли школами взаимного обучения рабочих, школами высокой производительности труда. В основу такого обучения был положен метод изучения и обобщения передового опыта, созданный инженером фабрики «Пролетарская победа» Ф.Л. Ковалевым. Ценность метода состояла в возможности обогатить передовой опыт одних рабочих опытом других, что позволяло увеличить производительность труда, экономию рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и повысить качество продукции. Широко практиковалось проведение школ передового опыта в Челябинской области на Магнитогорском комбинате и Челябинском трубопрокатном заводе. Обобщая опыт челябинцев, областной совет профессиональных союзов издал даже специальную методичку по организации школ передового опыта на ЧТПЗ. [18] Всего же в 1951 г. передовые методы труда освоило 5250 рабочих области. [19]

На току учебного хозяйства пластовского училища механизации № 10. 1957 г.

 

Самой массовой формой подготовки новых рабочих на предприятиях было индивидуальное и бригадное обучение. [20] С 1952 года был установлен перечень профессий и срок подготовки рабочих индивидуальным и бригадным методом. После войны министерства стали уделять внимание разработке учебных программ, инструкций, изданию учебников и наглядных пособий. На ряде предприятий были созданы учебно-производственные мастерские, в которых ученики под руководством инструктора проходили производственное и теоретическое обучение. Названные меры способствовали повышению качества индивидуально- бригадного обучения. В 1946 из 3799 новых рабочих Магнитогорского комбината 1480 были обучены индивидуально-бригадным методом.[21] Однако такая форма подготовки рабочих себя не оправдала. Уровень подготовки рабочих был не высоким. В 1956 Главное управление трудовых резервов СССР проверило 460 предприятий и пришло к выводу, что при индивидуально-бригадном обучении готовились малоквалифицированные рабочих, слабо знающие технику и технологию производства. [22] Нередко обучение проводили недостаточно квалифицированные рабочие-инструкторы, причем без учебных программ, учебников и учебных пособий. Установленные сроки обучения часто сокращались, не соблюдалась последовательность обучения от более легкого к более трудному. Во многих случаях этим методом готовились рабочие сложных профессий, что снижало качество их подготовки.

Старший мастер И. Маркин и мастер Х. Халиков, установив флажки, проверяют практические навыки учащихся в езде на тракторе. Аргаяшское училище механизации № 1. 1952 г.

 

В 1946-1958 гг. в курсовой сети (с отрывом и без отрыва от производства) осуществлялась подготовка рабочих тех профессий, которые кроме трудовых навыков требовали соответствующих теоретических знаний. [23] Обучение без отрыва от производства проводилась и через курсы техминимума. Здесь рабочий получал элементарные технические знания по своей профессии, готовился к дальнейшему повышению квалификации. Однако в годы четвертой пятилетки из 100 человек, проходивших техническое обучение, только 27-30 овладевали минимумом теоретических знаний [24] В 1950 на Челябинском тракторном заводе овладели техминимумом – 1750 человек, то 1951 курсы по техминимуму уже не создавались. [25] На Магнитогорском комбинате в 1946 было обучено техминимуму 1480 человек, в 1947 – 2364, в 1950 – 1591, в 1951 – 707. В дальнейшем обучение на курсах по техминимуму на комбинате не проводилось. [26] С 1950 года техминимум был включен в программы подготовки рабочих посредством индивидуального и бригадного и курсового обучения.

После окончания Великой Отечественной войны уровень производительности труда ряда рабочих снизился, разрядность не отвечала подлинному уровню квалификации, поскольку в годы войны разряды рабочим нередко завышались. В 1946 на Магнитогорском комбинате среди оплачиваемых по восьмиразрядной тарифной сетке рабочие первого-четвертого разрядов составляли 42,2%; с первого по шестой разряд имели 47,8% рабочих, оплачиваемых по двенадцатиразрядной сетке. [27] Курсами по повышению в разрядах (одна из форм повышения квалификации) были охвачены молодые рабочие. Они составляли большую часть коллектива завода и тем самым, определяли уровень квалификации. Это обязывало партийные, хозяйственные и общественные организации уделять максимум внимания молодым кадрам. В 1946-1947 гг. более 5 тыс. рабочих повысили разряды, в том числе 4 тыс. молодых рабочих [26]

Аттестация рабочих проводилась и в 1950-х гг. Совершенствовались ее формы. В 1956 на заводе им. Колющенко для организованного проведения аттестации был составлен вопросник, в технической библиотеке в течение трех-четырех дней подбиралась вспомогательная литература для рабочих. За два месяца было аттестовано 50 человек. [28] В 1955 около пяти тысяч  рабочих, служащих и инженерно-технических работников Челябинского металлургического завода повысили свою квалификацию без отрыва от производства. [29] В курсовой сети обучения массовой и эффективной формой повышения квалификации рабочих стали производственно-технические курсы, сменившие курсы по техминимуму и повышению разрядности. На каждом предприятии этой формой учебы охватывалось большое количество рабочих. С 1951 по 1957 на Магнитогорском комбинате окончило производственно-технические курсы около 15 тыс. рабочих, на Челябинском тракторном заводе более 10 тыс.[30] Рабочие, окончившие производственно-технические курсы, в основном достигали среднего уровня квалификации четвертого и пятого разрядов. Большая часть рабочих повышала квалификацию на курсах целевого назначения. Курсы целевого назначения создавались для обучения рабочих, которые должны были освоить новое оборудование, продукцию, улучшить организацию и качество труда, для быстрого осуществления мероприятий по экономии топлива, электроэнергии, металла.[31]

Так, на Челябинском тракторном заводе программа курсов по изучению экономики производства включала в себя разделы: общие понятия о технико-экономических показателях завода, цеха и участка; планирование, контроль и учет технико-экономических показателей; снижение себестоимости как источник неуклонного повышения социалистических накоплений, влияние соревнования на улучшение технико-экономических показателей; хозрасчет цеха, участка и бригады. Такая форма повышения квалификации рабочих, как овладение вторыми и смежными профессиями появилась еще накануне Отечественной войны. В годы войны рабочие коллективы Урала на 70% обновились за счет молодежи, которая, как правило, не имела высокой квалификации и производственного опыта. Это затрудняло овладение вторыми, смежными профессиями. Этой формой учебы охватывались главным образом рабочие тех участков, где для более производительной работы требовались знания и практические навыки по другим, смежным специальностям и профессиям. В 1958 году на Челябинском трубопрокатном заводе трубопрокатного цеха большинство вальцовщиков овладело специальностью слесаря. Это, во-первых, резко уменьшило число неполадок, а во-вторых, сократило время, затрачиваемое на их устранение. В результате простои оборудования составили в среднем 5,3 вместо 7,8% по плану. В результате улучшалось использование механизмов и станков, сокращались простои, большое число рабочих высвобождалось для других работ. [31] Повышением квалификации на предприятиях Челябинской области было охвачено в 1950 году 89200 человек; в 1955 – 87600 человек. [32]

Сборка первых токарно-винторезных станков ТН-15 в учебных мастерских РУ-2. 1946 г.

 

Таким образом, учебные заведения профессионально образования в послевоенный период были важной, но не единственной формой пополнения и подготовки рабочего класса. Доля выпускников учебных заведений профессионально образования Челябинской области от общего числа вновь подготовленных рабочих для промышленности Урала составила в 1950 году 30,2%, в 1955 – 34,3 и в 1958 – 30,6 %. [32] Это  было обусловлено тем, что ряд училищ и школ не могли выпустить нужное количество рабочих, профиль и уровень подготовки которых отвечали бы потребностям предприятий. К выпуску квалифицированных рабочих профессий более сложного труда, чего потребовал научно-технический прогресс, учебные заведения оказались неподготовленными, они не располагали необходимыми возможностями. Материально-техническая база, программы обучения учебных заведений профессионально-технического образования отставали в своем развитии от темпов научно-технического прогресса в промышленности. Большая часть преподавателей, мастеров производственного обучения и воспитателей не имела необходимой педагогической и специальной подготовки.

Повышение квалификационного уровня инженерно-педагогических работников оставалась на протяжении многих лет серьезной проблемой. На развитие системы профессионально-технического образования отрицательное влияние оказали недостатки в планировании, породившие параллелизм в подготовке кадров. Предприятия, училища и школы ФЗО нередко готовили рабочих одних и тех же специальностей, что осложняло трудоустройство выпускников. Производственное обучение сводилось к выполнению производственных заказов базовых предприятий, что приводило к перегрузке учащихся простейшими, однообразными работами, характер которых часто не соответствовал будущей профессии учащихся. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, все возрастающее влияние научно-технического прогресса на систему профессионально-технического образования способствовало росту числа образованных и квалифицированных рабочих.  

 

Библиографический список

  1. Крючков М.Т. Рабочий класс Урала в послевоенные годы (1946 - 1958) / Крючков М.Т. Свердловск: Из-во Урал. Ун-та, 1988. С.139
  2. ОГАЧО. Ф.1515. Oп. 1. Д. Л. 2.
  3. Производственное обучение. 1946, №12, с. 2-3.
  4. Рабочий класс Урала. 1937-1975 гг. Урал. ун-т. Свердловск, 1979. C. 96
  5. ОГАЧО. Ф.1515. Оп.1. Д. Л. 1,2,3.
  6. Вехи становления и развития начального профессионального образования в России, на Урале, в Челябинской области - ГУ ПО адм. Челяб. обл., ЧелИРПО; Сост.: Н.И. Голендухин, Ф.М. Крылов, Е.М. Донских. - Челябинск, 1998. С.12
  7. ОГАЧО.Ф.1515.Оп.1.Д.226.Л.67.
  8. Профессионально- техническое образование,1954, №2, с. 19-21.
  9. ОГАЧО. Ф.1515. Оп.1. Д.227. Л.20
  10. ОГАЧО. Ф.1515. Оп.1. Д.120. Л.1
  11. Зеленко Г.И., Блинчевский Ф.Л. Профессионально- техническое образование рабочих в СССР.- М., 1957, с. 90, 92,116
  12. Народное хозяйство СССР в 1958г.: Стат. ежегодник. - М., 1959, с. 692.
  13. Арутюнян Ю.В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929- 1957 гг.- М., 1960. с. 214.
  14. Булынский Н.Н. Профессиональное образование в Челябинской области: исторический аспект /Н.Н. Булынский.- Челябинск: Энциклопедия, 2008. с.19
  15. Профессионально- техническое образование, 1954, №2, с. 12
  16. ОГАЧО.Ф.1515.Оп.1.Д. 252.Л. 30
  17. ОГАЧО. Ф.1515. Оп. 1. Д. Л. 1.
  18. Практика организации школ передового опыта на Челябинском трубопрокатном заводе. Челябинский областной совет профессиональных союзов. Областное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. 1955г
  19. Производственное обучение, 1951, №5,с. 6
  20. Новгородский Ю.Ф., Хайкин Н.М. Подготовка кадров для промышленности. М.: Экономика, 1968. С. 14.
  21. ОГАЧО. Ф. 234. Оп. 22. Д. Л.39.
  22. Правда. 1956. 20 авг.
  23. Косяков П.О. Социалистической промышленности - квалифицированные кадры рабочих. С.16.
  24. Сонин М.Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. М.: Политиздат, 1954. С. 75.
  25. ОГАЧО. Ф. 232. Оп. 24. Д.61. Л. 31.
  26. ОГАЧО. Ф. 234. Оп. 21. Д. Л. 49, Л. 50; Ф. 253. Оп. 3. Д. 404. Л. 21
  27. Козлова О. В. Проблемы повышения культурно-технического уровня рабочих промышленности СССР: Дис. д-ра экон. наук. М., 1959. С. 285-286.
  28. ОГАЧО. Ф. 485. Оп. 18. Д. Л. 4, Л. 5.
  29. Профессионально-техническое образование. 1955. №3. С.32.
  30. Подсчитано по отчетам учебно-курсовых комбинатов указанных предприятий за 1951 -1957 гг.
  31. Социалистическое строительство на Урале: сб. ст. (Ин-т истории партии при Свердл. обкоме КПСС - фил. Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС); под ред. В.Н. Зуйкова. - Свердловск: Кн. изд-во, 1957. с.251.
  32. Народное хозяйство Челябинской области. С. 129, 130