Профессиональное образование в 1958 г. – 1990-е гг.

Профессиональное образование. /Челябинская область: энциклопедия. Т. 5: /гл. ред. К.Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. С. 427-428.

 

С введением в СССР обязательного 8-летнего образования (дек. 1958) все ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО были преобразованы в ПТУ; областное управление трудовых резервов стало называться управлением ПТО (профессионально-техническое образование. Принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии системы профтехобразования в СССР» (1969), предусматривавшего переход училищ на подготовку рабочих кадров со средним общим образованием, потребовало создания дополнительной учебно-материальной базы. В 1970—85 в Чел. обл. было построено 56 типовых комплексов зданий ПТУ, 24 пристроя к действующим зданиям, что позволило всем 130 училищам перейти на подготовку рабочих с получением общего среднего образования. В 1976 на средства, заработанные на субботниках и воскресниках коллективами училищ области, в Челябинске был построен ДК «Смена»; открыт филиал Всесоюзного института повышения квалификации работников ПТО. В феврале 1979 создано НОУ (научное общество учащихся) ПТО, где занималось до 680 человек.

В учебном кабинете . 70-е годы

 

В 1988 Челябинское управление ПТО было упразднено, училища переданы в ведение управления народного образования. В соответствии с законом Чел. обл. «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» (21 нояб. 1996) к учреждениям НПО относятся профессиональные училища, лицеи, колледжи, образовательные подразделения предприятий (уч.-курсовые комбинаты). Профессиональный лицей (ПЛ) — учебное заведение непрерывного Профессионального образования, реализующее интегрированные учебные программы начального и среднего Профессионального образования. В лицее учащиеся приобретают конкретную профессию, повышают уровень квалификации. Профессиональный колледж (ПК) — образовательное учреждение, обеспечивающее ступенчатую подготовку кадров с различным уровнем образования и квалификации. По результатам экспертной проверки, лицензирования и аттестации, ряд профессиональных училищ был преобразован в профессиональные лицеи и колледжи: ПЛ-5, 10, 68, 83, 92, 101, 102, профессионально-педагогический колледж, технологический колледж сервиса при ЮУрГУ (Челябинск); ПЛ-13, 17, 41 (Магнитогорск); ПЛ-22 (Усть-Катав); ПЛ-40, 111 (Златоуст); ПЛ-16, 44, 46 (Озерск); ПЛ-120 (Снежинск); ПЛ-125 (Трехгорный); ПЛ-38, 89 (Миасс).

Учащиеся ПТУ-5 г. Челябинска в учебной форме у старого здания училища. 1960 г.

 

Переход к рыночной экономике, появление различных форм собственности радикально изменили ситуацию в сфере НПО: прервалась связь училищ с предприятиями, обеспечивавшими производственную практику и рабочие места для учащихся. Отсутствие прогнозирования потребности в кадрах, их профессиональной направленности, уровня квалификации привело к стихийному набору учащихся, сокращению финансирования ПТУ, резкому снижению уровня профподготовки, переходу на платную форму обучения. Концепция модернизации российского образования (принята 29 дек. 2001) на период до 2010 предусматривает сокращение сети учебных заведений в системе НПО за счет укрупнения и оптимизации содержания образовательного процесса (за 1992—2004 кол-во профессиональных училищ сократилось со 140 до 96). Учебные заведения НПО осуществляют подготовку по 90 профессиям, 280 специальностям, в т. ч. не включающимся в федеральный перечень профессий: гравер, кузнец на молотах и прессах (кузнец-штамповщик), мастер коммунального хозяйства, электромонтер пожарно-охранной сигнализации.

Занятия в кабинете программированного обучения ЧИПТа, оснащенном силами выпускников техникума. 1978 г.

 

Наметилась тенденция переориентации учреждений НПО на оказание образовательных услуг по профессиям малого и среднего предпринимательства, сферы обслуживания, ремесленничества. В профессиональных училищах и лицеях обучается около 50 тыс. учащихся. Среди выпускников учреждений НПО более 60 Героев Социалистического Труда. Учебный процесс осуществляет свыше 6 тыс. мастеров и преподавателей, из них 193 имеют звание заслуженного учителя и заслуженного мастера производственного обучения РФ; 56% работников НПО имеют высшее образование, 35% — среднее специальное. Повышением квалификации, организацией и проведением научно-практических конференций руководящих и педагогических работников системы НПО «Инновации в системе начального профессионального образования» занимается Челябинский институт работников профессионального образования. В систему НПО Челябинской области входят: 96 государственных, 53 муниципальных, 97 негосударственных образовательных учреждений, 16 учебно-курсовых комбинатов, областной Дом творчества, ЧИРПО, учреждения дополнительного образования (ДК «Смена», Дом учащейся молодежи «Магнит»), 2 летних спортивно-оздоровительных лагеря.

На занятии секции технического моделирования  НОУ ПТО Челябинской области . 1981 г.

 

Статус профессиональных лицеев имеют 22 государственного образовательного учреждения НПО, колледжа — 3, техникума — 1. В коллективах художественного и технического творчества, спортивных секциях занимается около 15 тыс. учащихся; ежегодно свыше 40 тыс. чел. принимает участие в культмассовых мероприятиях. Традиционными стали конкурсы профессионального мастерства, олимпиады технического творчества, выставки технического и художественного творчества, научно-практические конференции НОУ; фестивали художественного творчества, состязания команд КВН, спартакиада учащихся.

Среднее профессиональное образование. В советский период была сформирована разветвленная сеть средних специальных учебных заведений (ССУЗ), обеспечивающих подготовку кадров для народного хозяйства. В 1990-е гг., несмотря на нестабильную социально-экономическую ситуацию в стране, сокращение финансирования и нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, система СПО Чел. обл. осталась одной из крупнейших в стране. В нее входили 63 учебных заведения, в т. ч. 7 педагогических училищ. В 1999 при Главном управлении профессионального образования и науки администрации Чел. обл. (с 2004 Министерство образования и науки) был создан отдел по работе с высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями. В настоящее время в 74 ССУЗ и 14 структурных подразделениях вузов обучается 74 тыс. чел. Ежегодный выпуск составляет около 21 тыс., из них свыше 17 тыс. трудоустраиваются благодаря взаимодействию ССУЗ и департаменту Федеральной службы занятости населения Чел. обл. Учебные заведения СПО готовят специалистов среднего звена для работы в сфере промышленности (61%), экономики и права (13%), строительства (7%), транспорта (4%), образования (6%), здравоохранения, физ. культуры и спорта (6%), сельского хозяйства (2%), искусства и культуры (1%). Расположены они во многих городах и районных поселках: Аше (1), Аргаяше (1), Златоусте (7), Катав-Ивановске (1), Копейске (3), Коркино (3), Кыштыме (2), Магнитогорске (8), Миассе (6), Озерске (2), Сатке (3), Симе (1), Троицке (4), Чебаркуле (1), Челябинске (29), Усть-Катаве (1), Южноуральске (1). Из них 31 находится в ведении федеральных агентств (по образованию — 29; атомной энергии — 1; воздушного транспорта — 1), 32 — обл. (Министерства образования и науки — 19; Министерства культуры — 4; Министерства здравоохранения — 9); 11 негосударственных образовательных учреждений (10 принадлежат физ. лицам, 1 — Челябинскому облпотребсоюзу). Двадцать семь учебных заведений имеют статус колледжа, реализуют образовательные программы СПО повышенного уровня. Учебный процесс осуществляют 3505 преподавателей (3297 — с высшим образованием). В Челябинской обл. действуют советы директоров ССУЗ, пед. колледжей, работают 16 методических объединений преподавателей и руководителей образовательных учреждений СПО, научно-методическое объединение в системе среднего педагогического образования.

Отряд учащихся ПТУ32 г. Челябинска перед вахтой у Вечного Огня . 1970 г.

 

С принятием «Программы развития среднего профессионального образования Челябинской области на период до 2005 года» (2000), предусматривающей модернизацию системы СПО, в учебных заведениях было открыто свыше 10 новых специальностей, в т. ч. «гостиничный сервис», «информатика», «информационная безопасность», «кинология», «организация обслуживания в сфере сервиса», «почтовая связь», «правоохранительная деятельность», «прикладная информатика», «садово-парковое и ландшафтное строительство». Модернизация региональной системы СПО потребовала применения новых технологий и средств обучения; развития многофункциональности учебных заведений; интеграционных процессов. В Челябинском монтажном колледже (дир. И. И. Тубер) разработаны: концепция управления качеством подготовки специалистов с учетом государственного образовательного стандарта нового поколения, маркетинговая политика, автоматизированная программа мониторинга качества обучения; учрежден образовательный центр; налажено сотрудничество (в рамках непрерывного Профессионального образования) по системе «среднее специальное учебное заведение — вуз». В Миасском педагогическом колледже (дир. М. А. Коваль) совместно с МаГУ разработан сопряженный учебный план по специальности «иностранный язык»; в Магнитогорском (В. П. Вишневская) совместно с УралГАФК и ЧГПУ — по специальностям «логопедия», «социальная дошкольная педагогика и психология», «социальная педагогика», «физическая культура» (см. Педагогические колледжи). Троицкий аграрный техникум вошел в состав Уральской государственной академии ветеринарной медицины, образовав единый университетский комплекс. Модель модернизации образовательного процесса на основе единой информационной среды разработана в Чел. экономическом колледже (дир. В. И. Фофанов), удостоена диплома ВВЦ. В целях совершенствования региональной системы СПО на базе отдельных учебных заведений создаются эксперимент. площадки для отработки и апробации новых образовательных программ, технологий, методов управления. Среди таких учебных заведений: Челябинский педагогический колледж № 1 (федеральная экспериментальная площадка по проблеме подготовки учителей иностранного языка для сельской школы); Магнитогорский профессионально-педагогический колледж (экспериментальная площадка Управления СПО Министерства образования РФ по теме «Управление качеством образовательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования»). Челябинский автотранспортный техникум — опорное образовательное учреждение Министерства образования и науки Челябинской области по совершенствованию преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Перед началом вечера встречи с ветеранами войны и труда в ТУ-71 г. Челябинска. 1977 г.

 

На базе Челябинского радиотехнического техникума ведется эксперимент. работа по проблеме познавательной компетентности в условиях СПО. Повышению качества подготовки специалистов способствуют проводимые на областном уровне смотры, олимпиады, конкурсы среди учащихся, преподавателей и директоров, в. т. ч. на получение премии Законодательного собрания Челябинской области и премии губернатора Чел. обл. работникам образования.

Учащиесястажеры ПТУ-5 с наставником в минуту отдыха. Завод «Калибр», 1962 г.

 

Важное место в подготовке специалистов отводится воспитательной работе, которая ведется по новым вариативным программам, направленным на обеспечение социальной и профессиональной мобильности, студенческого самоуправления, организацию досуга. Используются различные формы вне учебной деятельности, функционируют кружки по интересам, центры досуга, спортивные секции и др. В Челябинском юридическом техникуме (дир. А. П. Солодовников) разработана система мероприятий, способствующих формированию гражданской ответственности и правового самосознания будущих специалистов.

Торжественное посвящение в рабочий класс выпускников профтехучилищ на площади Революции г. Челябинска. 1971 г.

 

Опыт работы Златоустовского, Троицкого и Челябинского педагогических колледжей по студенческому самоуправлению был одобрен и обобщен ЧИРПО. Одно из ведущих направлений деятельности учреждений СПО — оказание социально-психологической поддержки учащимся. Ее осуществляют 15 штатных педагогов-психологов, 81 специалист службы сопровождения образования, а также 5 служб доверия, 16 кабинетов медико-психол. консилиума. Материалы, освещающие деятельность системы СПО, публикуются в информационном бюллетене Министерства образования и науки и ЧИРПО.

Торжественное награждение победителей областного конкурса «Мастер – золотые руки» на площади Революции в г. Челябинске. 1980 г.